И чтец, и жнец, и по таможне спец

Логистические start-up проекты: как это бывает чаще всего

Юрий Логари Юрий Логари
эксперт

Логистические start-up проекты: как это бывает чаще всего

Попытка создания логистической компании или компании-экспедитора требует системного подхода, практического опыта в логистических бизнес-процессах и четкого понимания своего места в сегменте грузоперевозок.

Возможны два варианта start-up в логистике: самостоятельное открытие бизнеса или развитие проекта на базе состоявшейся логистической компании.

В первом варианте успех зависит от вашего опыта, трудоспособности и финансового кейса. Начиная собственный проект в 2009 году, учредив ЗАО «Русский Торговый Партнер» в составе двух человек, с балансом 100000 рублей, не имея возможности арендовать офис, мы и представить себе не могли, куда заведет нас эта авантюра. Со стороны наверняка казалось, что наш подход дик и несуразен.

Первоочередная задача любого бизнеса – это позиционирование компании. Мы арендовали виртуальный телефонный номер, заказали скромный сайт, использовали инструменты контекстной рекламы в интернете для поиска клиентов.

Следующий этап состоял в заключении договоров с подрядчиками: авиакомпаниями, автоперевозчиками, торговыми организациями, например, такими как МТПП, которая организовывала международные экономические форумы, круглые столы с иностранными поставщиками. Эта площадка служила для поиска потенциальных клиентов. Первые клиенты появились через пять месяцев.

Работали по принципу: собирай все возможные запросы и, как можешь, рассчитывай их. Я был одновременно sales-менеджером, логистом по европейским автоперевозкам, менеджером по таможенным операциям, грузчиком, администратором сайта, бухгалтером и координатором по авиаперевозкам. Мы начали развиваться в сегменте международных авиаперевозок генеральных грузов, личных вещей, организовывали автоперевозки по TIR Сarnet и Сarnet ATA. Все услуги мы старались продавать в комплексе, то есть перевозка + услуги по таможенному оформлению. Работа была адски сложная, нервная, но чертовски интересная. Поначалу я не мог справиться с количеством поступающей информации от клиентов: инвойсы, пакинги, контракты… Одновременно нужно было ездить в аэропорты и СВХ, котировать запросы и мониторить рынок перевозчиков.

Я был одновременно sales-менеджером, логистом по европейским автоперевозкам, менеджером по таможенным операциям, грузчиком, администратором сайта, бухгалтером и координатором по авиаперевозкам
Клиенты были абсолютно разные – от ИП до УЕФА и французских гастрономических бутиков. Мы ввозили оборудование для футбольных стадионов, косметические масла, ковры, электронику, одежду, кондитерские изделия, световое оборудование, йогурты – номенклатура была богатой. Помню, я впервые оформил безвозмездную поставку в рамках возмездного договора – это было круто в плоскости «таможенного дела». Постепенно появлялся уникальный опыт в логистике: я научился претензионной работе со складом, с перевозчиками, узнал, что помимо рамочного внешнеторгового контракта, есть понятие дистрибуторского договора… Всего не перечислить. Через два года я морально сгорел и закрыл проект. Вспоминаю с улыбкой.

На моей памяти есть более успешные проекты, например, когда менеджер компании-экспедитора копировал клиентскую базу своей компании и успешно работал с этими клиентами, предлагая им низкие ставки и при этом закладывая минимальный профит, зарабатывая на обороте контейнеров. Таких примеров достаточно. К сожалению, многим энтузиастам, которые пытаются создать start-up, не хватает элементарного финансирования. Банковский сектор в данном случае – не помощник, а убийца твоего времени. Даже имея экономически привлекательный бизнес-план, тем не менее чаще всего слышишь от банкиров что-то невнятное типа: идея хорошая, но высока конкурентная составляющая, высоки риски, и вообще долгосрочные проекты в нынешнее время не целесообразны. На моей практике таких ответов я получил немалое количество. Но не стоит опускать руки, помните, что сказал Чичваркин: «Если тебя из ста раз посылают девяносто девять, значит, твой бизнес на грани рентабельности».

Многим энтузиастам, которые пытаются создать start-up, не хватает элементарного финансирования. Банковский сектор в данном случае – не помощник, а убийца твоего времени
Создание направления на базе логистической компании – процесс деликатный, он потребует от вас серьезного бизнес-плана, а также регламента действий и временных рамок. 4PL-операторов не так много, поэтому большинство компаний используют не все возможные направления и инструменты в логистике. У одних развиты мультимодальные перевозки – морской фрахт, автовывоз, или сквозной ж/д состав по направлению Китай – Владивосток – Москва, у оппонентов, допустим, отличные ставки и высококлассный сервис по направлению Китай – Котка – Москва. Но у тех, и у других отсутствует отдел декларирования товаров, и компания задумывается об организации данного отдела в рамках компании. В любом случае, решите ли вы создать свою собственную компанию или будете трудиться на благо работодателя, вы получите ценный опыт, который сможете применить в будущем.

Несмотря на жесточайшую конкуренцию, борьбу за экспортный и импортный рынок логистических гигантов-провайдеров, всегда остается возможность попробовать создать оптимизированный логистический продукт, который будет пользоваться спросом. Чем больше логистических start –up проектов в России, тем выше логистическая конкурентоспособность страны, тем качественней становится сервис. Логистика – это важнейшая артерия международной экономики, пока открыты границы, этот бизнес будет актуален. LR


24.06.2014

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх