В России треть товарного бензина находится в пути, а не на заправках

17 августа 2023

Сроки перевозки топлива по железной дороге в конце июля увеличились в 2 раза по сравнению с прошлым годом

В России треть товарного бензина находится в пути, а не на заправках

В России предлагают ужесточить контроль за железнодорожными перевозками топлива и тарифообразованием «РЖД» в связи с ростом стоимости перевозок темпами выше инфляции, сообщают «Известия». Также планируется инициировать проверку ФАС по факту увеличения сроков доставки грузов. Такие предложения в кабмин направили глава партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов и руководитель думского комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг.

«Цены на моторное топливо растут опережающими инфляцию темпами. При этом увеличивается продолжительность доставки его в регионы по железной дороге. Топливо, погруженное на железнодорожный транспорт, неделями не поступает в автозаправочные сети, что создает на рынке неудовлетворенный спрос и приводит к повышению цен. Отмечаются случаи отказа РЖД принять некоторые виды грузов к перевозке», – отмечается в письме на имя председателя Правительства Михаила Мишустина.

Сроки перевозки топлива по железной дороге в конце июля увеличились в 2 раза по сравнению с прошлым годом. В монополии объяснили, что пути перегружены из-за необходимости переориентации экспорта угля с западных направлений на восток, а топливо для внутренних нужд имеет приоритет в приеме к перевозке на сети «Российских железных дорог». «РЖД» принимает все объемы, которые предъявляются нефтяным бизнесом.

– Необходимо повысить прозрачность работы АО «РЖД», увеличить эффективность управления специализированным для перевозки топлива подвижным составом железнодорожного транспорта. Целесообразно усилить контроль Федеральной антимонопольной службы и Министерства транспорта России за сроками перевозки топлива по железной дороге, – написали парламентарии.

В письме указывается также и на необходимость поиска альтернативных маршрутов доставки топлива в регионы, в том числе повышение его объемов, доставляемых автомобильным, речным и морским транспортом, а также расширение системы нефтепроводов в направлении Дальнего Востока. Депутаты предложили повысить нормативы торгов топливом на бирже до 20%.

– Сроки доставки нефтепродуктов по железной дороге по-прежнему превышают нормативные. Особую проблему доставляет неритмичность доставки. Мы закупаем топливо равномерно, но в процессе доставки мы то испытываем дефицит продукта из-за задержки перевозки, то его избыток, – поделилась управляющий партнер сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина.

Грузополучатели покупают топливо по одной или несколько цистерн ежедневно, но по факту сталкиваются сначала с его отсутствием на складе, а потом получают сцепку из нескольких десятков вагонов, которые некуда сливать, что «влечет за собой рост себестоимости топлива. У грузоотправителей аналогичная проблема: периодически им не во что наливать товар.

Издержки владельцев сетей могут повышать не только изменившиеся сроки доставки грузов, но и поставка опоздавших партий нефтепродуктов одновременно с новыми – из-за этого приходится нести траты на хранение на нефтебазах или сливать излишки.

В компании добавили, что на южном направлении сейчас отмечается длительный простой цистерн в ожидании слива грузополучателями.

– Это затрудняет ситуацию на станциях и сдерживает рост объемов перевозок. По отдельным терминалам в Ростовской области, Краснодарском крае и других регионах ЮФО наличие цистерн превышает среднюю выгрузку более чем в 10 раз, – подчеркнули в «РЖД».

При этом в РЖД отметили, что доставку топлива для регионов держат на особом контроле – в установленные сроки доставляется почти 100% всей продукции. Холдинг готов предлагать нефтяным компаниям «варианты повышения эффективности доставки и решать все возникающие проблемы в режиме реального времени».

Одна из приоритетных задач правительства, министерств и ведомств – удержание роста розничной стоимости топлива, поэтому регулирование факторов, влияющих на операционные расходы участников рынка, в том числе тарифов «РЖД», вполне логично, считает президент Ассоциации топливного рынка Воронежа Алексей Трепалин.

С 1 января 2023 года ставка тарифов ОАО «РЖД» выросла на 8%, а в 2022-м она была проиндексирована на рекордную для последних лет величину (в начале года на 6,8%, а с 1 июня еще на 11%). Также в начале августа монополист в рамках подготовки к тарифной кампании на 2024 год попросила правительство дать надбавку к тарифу в 1% для обеспечения транспортной безопасности.

Тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом устанавливаются ФАС в соответствии с утвержденной Правительством РФ формулой, в основе которой заложены параметры инфляции.

– Тарифы «РЖД» неизменны в течение года, в то время как стоимость предоставления цистерн, которые принадлежат частным операторам, отличается волатильностью в зависимости от спроса на них, – пояснили в компании.

В Минэнерго уверяют, что дальнейшее изменение нормативов продаж топлива на бирже требует предварительного анализа с учетом как текущей ситуации на рынке, так и прогнозируемой. С 1 сентября уже вступит в силу повышение минимальных нормативов продаж – с 12 до 13% для бензина и с 8,5 до 9,5% для дизеля.

Напомним, летнее дизельное топливо подорожало в среду 16 августа 2023 года на 1%, до 66 926 рублей за тонну. При этом, с начала августа его цена выросла уже на 18% – еще 31 июля она была ниже 57 тысяч рублей за тонну. LR

Тэги: РЖД, топливо, ФАС







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх