Трудовых мигрантов хотят вписать в «целевой набор»

22 марта 2024

К 2025 году в РФ будут трудоустроено 25 000 иностранных граждан

Трудовых мигрантов хотят вписать в «целевой набор»

Министерство труда и соцзащиты предлагает создать публично-правовую компанию (ППК) для целевого организованного набора иностранных работников и доработать его механизм в пользу большей защищенности российских работодателей, пишут Ведомости».

Целевой оргнабор предполагает привлечение иностранных граждан для временных работ в России. Оператором целевого оргнабора, согласно проекту, является созданная под эти цели ППК.

ППК, как пояснил «Ведомостям» представитель пресс-службы Минтруда, фактически будет выполнять роль кадрового центра для российских компаний – взаимодействовать с работодателями, подбирать и тестировать сотрудников. Она будет подотчетна уполномоченному органу исполнительной власти, определенному правительством.

Привлечение по целевому оргнабору – приоритетный «механизм осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами». Координатором целевого оргнабора будет Роструд.

Работодатели, как следует из материалов к законопроекту, получат преимущества за счет привлечения иностранных квалифицированных кадров и привязки их к себе. Срок временного пребывания иностранца, приехавшего в Россию в рамках целевого оргнабора, будет определяться периодом действия выданного разрешения на работу. По оргнабору разрешение выдадут на срок действия трудового договора, но не более двух лет.

Если трудовой договор с иностранцем расторгнут досрочно, он будет обязан покинуть Россию в течение 30 календарных дней, исключение действует лишь в случае заключения договора с новым работодателем – участником целевого оргнабора при содействии ППК. Это станет дополнительной защитой для компаний, которые понесли финансовые расходы при перевозке сотрудника, считают в Минтруде.

Для совершенствования существующего механизма оргнабора Минтруд предлагает ввести новые условия: проектом предусмотрено создание специального документа, подтверждающего право иностранного гражданина на временную трудовую деятельность в России. То есть, согласно ему, мигрант будет работать у конкретного работодателя, пояснил представитель пресс-службы ведомства.

Ожидаемое количество работодателей – участников проекта – 1000. За счет предлагаемого механизма, согласно прогнозам Минтруда, к 2025 г. будут трудоустроено 25 000 иностранных работников, а к 2030 г. – уже 300 тысяч.

В России находится около 6,4 млн иностранных граждан, большая часть из которых въехала в страну с рабочими целями, сообщала в ноябре 2023 г. начальник главного управления МВД по вопросам миграции Валентина Казакова.

К 2030 году число трудовых мигрантов в России составит 3,5 млн человек. Согласно прогнозу, через семь лет доля иностранцев в отечественных компаниях увеличится до 4,7% от всех занятых. В ведомстве тогда отмечали, что спрос на иностранных работников в основном сосредоточен в области ритейла, перевозок, сервиса и строительства.

При этом работодатели будут обязаны платить за своих иностранных работников налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в виде фиксированного авансового платежа за патент. Сейчас работодатель не обязан этого делать, но может взять на себя эту инициативу, пояснил изданию исполнительный директор платформы по поиску линейного персонала «Мигрант сервис» Андрей Кладов.

– Такое решение позволит исключить случаи, когда в рамках оргнабора по приезде в Россию трудовой мигрант мог отказаться работать, например, в строительной компании, которая понесла расходы на его наем, включая расходы на авиабилеты, и перейти работать в курьерскую службу, – добавил представитель Минтруда.

Разработанный Минтрудом документ подразумевает, согласно предварительным расчетам, поступление ₽27 млрд в региональные бюджеты до 2030 года. По данным МВД, число выданных патентов в 2023 году выросло на 3,6% по сравнению с предыдущим годом, составив 2,3 млн.

Кроме того, в рамках механизма, когда разрешительный документ будет получать работодатель, иностранец сможет сразу по приезде приступить к работе, не будет возникать потребности ждать оформления разрешительных документов на протяжении месяца. Новые правила распространятся на всех трудовых мигрантов в рамках оргнабора вне зависимости от того, приезжают они работать в Россию из визовых или безвизовых стран, уточнил представитель Минтруда.

Законопроект разработан для сокращения масштабов неорганизованной трудовой миграции в Россию, следует из материалов к нему. Данная проблема была выявлена по итогам анализа статистических данных МВД.

По словам эксперта по миграции, бывшего заместителя директора ФМС России (упразднена в 2016 году) Вячеслава Поставнина, оценки числа нелегальных мигрантов в стране варьируются в диапазоне от 1,5 млн до 3 млн человек.

Одним из первых международных правовых соглашений о трудовой деятельности мигрантов на территории СНГ стало соглашение между правительствами России и Таджикистана в 2004 году. По нему регулируются вопросы трудовой деятельности и защиты прав трудящихся мигрантов обеих стран. Соглашение распространялось на граждан России и Таджикистана, которые на законном основании осуществляли временную трудовую деятельность на территории другого государства.

Позднее правительства России и Таджикистана в 2019 году заключили соглашение об организованном наборе граждан Таджикистана для осуществления временной трудовой деятельности на территории России. По этому соглашению появились термины «временная трудовая деятельность», «организованный набор». Аналогичное соглашение было заключено Россией и с Узбекистаном в 2017 году. По данным ЕМИСС, на вторую половину 2023 года число трудовых мигрантов из Узбекистана составило 579 тыс. человек, из Таджикистана – 325 тыс. человек.

Работодатели, которые сейчас пользуются преимуществами патентной системы, не будут готовы отказаться от нее в пользу организационного набора, так как это финансово невыгодно, считает проректор Финансового университета Александр Сафонов. Подписание трудового договора с иностранцем влечет обязательства по уплате НДФЛ, выплатах в фонд соцстрахования, Пенсионный фонд и фонд ОМС.

Подобный опыт оргнабора трудовых мигрантов уже имел место и оказался неудачным, напомнил он. На базе Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики создавалось Агентство по развитию человеческого капитала, которое не справилось со своими задачами и было ликвидировано.

Оперативный поиск сотрудников-иностранцев, а также все вопросы, связанные с их приездом в РФ и оформлением документов, сейчас осуществляют специализированные частные компании, которые вполне удовлетворяют запросам работодателей, добавляет Сафонов. По его мнению, объективная потребность в создании специализированной ППК отсутствует. Эксперт по миграционным вопросам Вадим Коженов считает, что целевой оргнабор может заработать только при наличии эффективного управленца во главе создаваемой структуры.

Сейчас организованно привлекаются трудовые мигранты на основании двусторонних межправительственных соглашений с правительством Республики Узбекистан и правительством Республики Таджикистан.

Минтруд, по мнению главы узбекской диаспоры Москвы Бахрома Исмаилова, пытается доработать механизм оргнабора, но в интересах российских работодателей. Тогда как порядок трудоустройства по оргнабору должен конкурировать с действующим для обеих сторон – как для соискателей, так и для работодателей. В частности, у иностранного работника должны быть гарантии получения рыночной зарплаты, прописаны условия проживания, питания и сам работник должен быть защищен от недобросовестных работодателей. Для этого, по мнению Исмаилова, необходимо ввести систему квалификационного отбора компаний, участвующих в целевом организованном наборе.

Изначально целевой оргнабор создавался для оперативного набора сотрудников на крупные промышленные предприятия: работодатель быстро получал необходимое количество кадров, а сотрудники в стране исхода находили легального работодателя в России, продолжил он. Фактически же статус участников оргнабора так и не был урегулирован, а пользовались им фирмы-однодневки, провозившие по коррупционным схемам сотрудников, «перепродавая» их в РФ строительным компаниям, говорит Исмаилов.

В 2000-х и 2010-х гг. существовало множество фирм-однодневок, которые обманывали мигрантов: забирали документы, деньги и исчезали, подтверждает эксперт по миграции Абдулло Давлатов.

Наиболее распространенные жалобы со стороны мигрантов – несоответствие изначальных условий по зарплате и проживанию с фактическими, говорит Исмаилов. Для добросовестных работодателей механизм также оказался неэффективным, поскольку, попав на российский рынок, иностранные сотрудники уходили к тому, кто платил больше.

В случае принятия поправок число трудовых мигрантов может увеличиться, так как возрастет их юридическая защищенность. По словам Довлатова, данные поправки в большей степени будут интересовать строительный и аграрный бизнес, а государство, в свою очередь, снимет социальное напряжение и увеличит поступления в бюджет.

Напомним, российские компании все чаще стали обращаться в кадровые агентства с просьбой привезти работников из стран дальнего зарубежья с недорогой рабочей силой. LR

Тэги: кадры, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх