На железной дороге вагонный профицит

17 апреля 2023

Монополия разработала новую методику расчета необходимого парка подвижного состава

На железной дороге вагонный профицит

Производство новых грузовых вагонов в ближайшие три года в России может упасть на 19,2% по сравнению с 2020-2022 годами, до 137,6 тыс. штук. На сети уже находится 1,286 млн грузовых вагонов, из них около 170 тыс. являются избыточными, пишет «РБК» со ссылкой на исследование отраслевого агентства Rollingstock «Грузовое вагоностроение России».

В 2026-2028 годах поставки увеличатся на 12,1% относительно уровня 2023-2025 годов, до 154,3 тыс., но все равно окажутся на 9,4% ниже, чем в 2020–2022 годах (170,4 тыс.).

Аналитики компании Kept полагают, что в 2023-2025 годах общие поставки новых грузовых вагонов могут составить 130 тыс. штук (по базовому сценарию), то есть упадут более чем на 20% по сравнению с предыдущей трехлеткой.

Согласно данным РЖД, на сети сейчас находится 1,286 млн грузовых вагонов, из них около 170 тыс. являются избыточным парком.

Уже в начале осени 2023 года общий парк грузовых вагонов превысит рекордную отметку в 1,3 млн штук, и в случае оптимизации работы сети, восстановления логистики может возникнуть существенный профицит вагонов в ряде сегментов, что будет способствовать снижению спроса на новый подвижной состав, указывает заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник.

Для урегулирования ситуации в РЖД разработали методику расчета необходимого парка подвижного состава, которая проходит согласование с профильными ведомствами.

В прошлом году объем выпуска грузовых вагонов в России снизился на 20,4% (по данным Росстата, было произведено 50,2 тыс. магистральных грузовых вагонов широкой колеи – минимальное значение с 2017-го), уточняет директор практики «Машиностроение и транспорт» Strategy Partners Роман Тиняев.

Из-за санкций многие российские предприятия испытали нехватку кассетных подшипников, необходимых для производства инновационных вагонов (в отличие от стандартных они рассчитаны на перевозку большего груза). Сейчас они заполнены заказами, отмечает руководитель Росжелдора Алексей Дружинин.

– Безусловно, в отрасли остается ряд вопросов, часть из них решается – как это произошло с кассетными подшипниками. Но есть у нас действующие меры господдержки, большая инвестиционная программа, которая предусматривает целый комплекс мер, – уверяет замглавы Минпромторга Альберт Каримов.

По данным «INFOLine-Аналитики», в 2021 году на сеть РЖД было поставлено 60,712 тыс. новых вагонов, в 2022-м – 47,297 тыс. В текущем году объем поставок составит около 55 тыс.

Согласно прогнозу Rollingstock, в 2023 году на сеть РЖД будет поставлено 50,5-56,2 тыс. вагонов.

Драйверами восстановления спроса выступают перенос части невыполненных контрактов с 2022 года, предстоящие списания подвижного состава, а также перенастраивание логистических цепочек, предполагает управляющий директор рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) Дмитрий Орехов.

Rollingstock оценивает объем лизинга новых грузовых вагонов в 2023-2025 годах от 455,2 млрд до 557,3 млрд рублей (в ценах 2022 года) в зависимости от сценария. В 2020-2022 годах, по данным агентства, этот показатель составил 549,5 млрд рублей.

Представитель крупнейшего российского лизингодателя железнодорожного подвижного состава ГТЛК не наблюдает снижения спроса, в том числе на лизинговые услуги. По итогам 2023 года «объем рынка лизинга может увеличиться за счет роста цен на вагоны, которые за год увеличились на 10-20% в зависимости от типа».

– Мы отмечаем стабильный спрос на новые вагоны. В числе основных причин роста спроса - новые территории доставки, замедление оборота вагонов на сети, использование вагонов для хранения грузов, – упоминает гендиректор «Сбербанк Лизинга» Вячеслав Спиров.

Спрос на новые крытые и полувагоны, цистерны, хопперы растет, соглашается управляющий директор по лизингу подвижного состава «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская.

В перспективе объем производства грузовых вагонов будет также зависеть от дефицита или профицита парка, что, в свою очередь, зависит от размера грузовой базы, скорости работы железнодорожной инфраструктуры, спада объемов погрузки, переориентации части производителей на выполнение гособоронзаказа, а также сохраняющийся дефицит части комплектующих.

В 2022 году погрузка на сети РЖД составила 1,234 млрд тонн, что на 3,8% меньше, чем за 2021 год. По итогам этого года компания планирует перевезти 1,204 млрд тонн.

Напомним, согласно прогнозу ИПЕМ, в 2023 году произведут не менее 48 тысяч грузовых железнодорожных вагонов. LR

Тэги: прогнозы, грузовые вагоны







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх