Новые контракты на грузовые составы обойдутся дороже на четверть

7 апреля 2023

Наиболее заметно подорожали фитинговые платформы и хопперы-цементовозы

Новые контракты на грузовые составы обойдутся дороже на четверть

Ставки на аренду грузового подвижного состава будут увеличиваться с апреля 2023 года и к IV кварталу вырастут на 18-27% к сопоставимому периоду 2022 года. Об этом написали «Ведомости» со ссылкой на прогноз агентства Infoline.

Рост арендных ставок подтверждают в Информационном центре операторов (LR. ИЦО), а также операторы и грузоотправители. По данным Infoline, наиболее заметно подорожали фитинговые платформы для контейнеров и хопперы-цементовозы. Речь идет о ставках аренды по вновь заключаемым контрактам на срок от одного года.

Ставка аренды платформы под 40-футовый контейнер вырастет к IV кварталу на 27% в годовом выражении до 1650 руб. за вагон в сутки, под 60-футовый – на 23% до 1 600 рублей, под 80-футовый – на 18% до 2 070 рублей.

К концу 2024 года ожидается замедление роста ставок до 3-4% в зависимости от типа платформы.

– Конкуренция полувагонов с фитинговыми платформами не позволит последним значительным образом прибавить в цене на горизонте ближайших двух месяцев, – считают в ИЦО.

Аренда хоппера-цементовоза в IV квартале 2023 года прибавит 20% в стоимости к тому же периоду прошлого года и составит 1 750 рублей за вагон в сутки. В 2024 году аренда этих вагонов вырастет еще на 2% до 1 780 рублей в сутки.

В ИЦО согласны с прогнозом на 2023 год, но отмечают, что «рост скорее будет более поступательным, без резкого скачка во II квартале».

Аренда вагонов дорожает из-за роста потребности в подвижном составе у грузоотправителей и операторов, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Потребность в вагонах может расти из-за ухудшения диспетчеризации на сети РЖД, увеличения количества брошенных поездов и простаивающих вагонов, в том числе груженых, предполагает он.

– Ситуация усугубляется проблемами с подводом порожнего состава для вывоза грузов. Например, некоторые операторы вынуждены везти в порты пустые контейнеры на платформах, так как подвод порожних платформ в РЖД не согласовывают, – полагает эксперт.

Начальник департамента аналитики и логистики оператора Railgo Юрий Федотов отмечает, что сейчас наблюдается стабильный рост ставок аренды подвижного состава, связанный с высоким предполагаемым списанием парка, изменением географии перевозок и увеличением стоимости ремонта. Источник «Ведомостей» среди крупных грузоотправителей также подтвердил рост ставок аренды вагонов.

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в I квартале текущего года наблюдался некоторый рост ставок аренды полувагонов. В марте 2023 года ставка типового полувагона по долгосрочным контрактам в среднем составляла 1 960 руб. за вагон в сутки, что на 3-4% выше уровня января 2023 года.

Рост ставок на полувагоны связан с увеличением погрузки угля и строительных грузов. Отрицательное влияние на размер ставок аренды оказывает замедление работы железнодорожной сети, усиливая дефицит подвижного состава.

Как следует из прогноза Infoline, ставка аренды полувагонов к IV кварталу 2023 года снизится на 6% до 2 450 рублей относительно того же периода 2022 года для вагонов с нагрузкой 25 тонн на ось и не изменится для вагонов с нагрузкой 23,5 тонн на ось.

Представитель «РЖД-логистики» (дочерняя компания РЖД) отметил, что в краткосрочной перспективе компания ожидает сохранения или роста ставок, что связано с увеличением спроса практически на все виды подвижного состава.

Погрузка на сети РЖД в марте 2023 года выросла год к году на 2% до 109,1 млн тонн. Перевозки по итогам I квартала 2023 года все еще показывали отрицательную динамику: падение к такому же периоду прошлого года составило 0,8% до 305,5 млн тонн.

Замедление оборота вагонов на лимитирующих направлениях в целом и на Восточном полигоне (БАМ и Транссиб) в частности «особенно остро проявляется в сегменте фитинговых платформ, где уже есть избыток парка».

«РЖД» сейчас внедряет динамическую модель загрузки инфраструктуры, которая призвана сократить заторы и число брошенных поездов. Это поможет разгрузить сеть, профицит парка будет более осязаемым, что потянет ставки аренды вниз.

Текущий рост оборота вагона по сети уже создает для многих операторов риски неисполнения контрактных обязательств по договорам с ключевыми грузоотправителями.

Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин объясняет, что увеличение времени оборота вагона ведет к увеличению потребности в парке. Он отметил, что существует локальный дефицит вагонов, который ведет к росту ставки аренды и, следовательно, к дополнительным затратам грузоотправителей по привлечению дополнительных вагонов, чем и пользуются операторы.

Напомним, в России в 2023 году произведут не менее 48 тысяч грузовых железнодорожных вагонов, прогнозирует Институт проблем естественных монополий. LR

Тэги: грузовые вагоны, аренда, тарифы, прогнозы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх