Доставка грузов дронами в России станет востребованной к 2019 году



Доставка грузов дронами в России станет востребованной к 2019 году

18 Февраля 2015

И кризис тут ни при чем

Доставка грузов дронами в России станет востребованной к 2019 году

Востребованность доставки грузов дронами в России станет массовой только после принятия регулирующих данный вид деятельности законов и значительного удешевления технологий. Об этом «Логирусу» рассказал генеральный директор компании CopterExpress Олег Понфиленок.

Федеральное управление гражданской авиации США опубликовало проект правил коммерческого использования беспилотных летательных аппаратов. Согласно документу, предельно допустимый вес беспилотника не должен превышать 25 кг, максимальная высота полета – около 150 м при максимально допустимой скорости до 160 км/ч, полет может выполняться только в светлое время суток. Кроме того, аппарат должен постоянно находиться в поле зрения оператора без использования им технических средств, например, бинокля. Таким аппаратам запрещено летать над территорией аэропортов, а также над людьми, не вовлеченными в процесс полета.

Предлагаемые правила будут регулировать только деятельность компаний, которые намерены использовать беспилотники в коммерческих целях. Ранее возможность использования дронов для доставки посылок клиентам рассматривали интернет-магазины Amazon и Alibaba. Руководство Amazon, пишет «Коммерсантъ», заявило, что предложенные правила запрещают использование беспилотников компании для доставки грузов, однако призвали разработчика все же пойти навстречу Amazon и его клиентам. Управление готово к обсуждению выдвинутых правил и внесению изменений после встреч с представителями бизнеса.

Операторами беспилотных аппаратов, согласно новым правилам, могут быть граждане старше 17 лет, прошедшие тест на знания по аэронавигации – его нужно будет проходить каждые два года – и получившие лицензию. Сейчас использование беспилотников в коммерческих целях в США разрешено с очень жесткими ограничениями в виде исключения только небольшому числу компаний, а оператор каждого беспилотника должен обладать при этом лицензией частного пилота.

Об использовании беспилотников в коммерческих целях в России «Логирусу» рассказал генеральный директор CopterExpress ОлегПонфиленок, чья компания летом прошлого года реализовала совместно с сыктывкарской сетью доставки «Додо Пицца» проект по доставке пиццы дронами.

– Доставка пиццы дронами продолжается – сейчас мы работаем в Москве, – уточнил собеседник «Логируса». – Скорее, речь идет не о регулярной доставке, это в большей степени разовые акции. Мы не планируем, что в ближайшее время такая деятельность будет массовой. Доставка дроном обходится компании намного дороже, чем доставка курьером, поэтому массового спроса пока нет, только промо-акции.

По словам эксперта, в России пока нет условий для массового использования дронов для доставки небольших грузов. Именно за это транспортная прокуратура в Сыктывкаре пыталась оштрафовать Олега Понфиленка, который выступал оператором дрона как физическое лицо. «Мы летаем сами по себе без каких-то официальных разрешений, – комментирует ситуацию собеседник «Логируса». – Это не то чтобы нелегально, тут дело в том, что официального запрета нет. Есть определенная процедура, которую, скажем так, мы не может пройти, поскольку она не прописана для используемых нами летательных аппаратов. Соответственно, мы ее не проходим, действуем без нее, и у нас были суды, которые мы выиграли. В ряде случаев эта проблема решается».

– В российском законодательстве не прописаны аппараты весом до 115 кг. Наши дроны весят намного меньше – до 12 кг с учетом трехкилограммового груза, хотя у нас разные аппараты есть. Эти пока самые тяжелые из тех, которые мы используем для доставки грузов, – уточняет эксперт. – Мы, конечно же, ищем массового заказчика. Массовый заказ возможен только в случае, если цена доставки будет оправданной. Таких заказчиков мы пока не нашли.

Олег Понфиленок говорит, что у компании много направлений деятельности. Как выяснил «Логирус», CopterExpress предлагает экспресс-доставку летающими роботами, включая регулярную доставку по воздуху любого груза до 3 кг в радиусе 3 км за 10 минут. При этом максимальный радиус доставки – 5 км (в качестве эффективного указывается 3 км – LR),. максимальная скорость – 40 км/час, высота полета – 300 м, длительность полета – 30 мин. Также компания предлагает организовать показательную доставку на мероприятиях, сборку беспилотников под заказ, профессиональную аэровидеосъемку, обучающие курсы, услуги магазина мультикоптеров и запчастей. «Доставка – это одновременно и реклама, которая увеличивает продажи нашего интернет-магазина. Все это вместе делает бизнес рентабельным», – поясняет собеседник «Логируса».

Чтобы доставка такими аппаратами в России стала массовой, а бизнес – рентабельным, нужны определенные условия и время. «Первое: необходимо введение поправок в законодательство, чтобы были четко прописаны правила полетов таких аппаратов, чтобы не приходилось судиться, – называет условия эксперт. – Чтобы это было массово, нужно вложиться в инфраструктуру. Никто в такую инфраструктуру вкладываться не будет, пока нет официального нормативного акта, где должно быть четко прописано абсолютно все».

– Второе – это цена доставки, – продолжает Олег Понфиленок. – Цена технологии должна упасть примерно в 3–5 раз. По нашим прогнозам, это произойдет года через четыре – примерно к 2019 году.

Собеседник «Логируса» утверждает, что кризис в данном случае ни при чем: «Мы говорим о снижении стоимости технологий, а это зависит от их развития. Их ведь во всем мире разрабатывают, в том числе и у нас. Кроме того, нельзя сказать, что мы пользуемся исключительно российскими аппаратами, но используем многие российские комплектующие. В результате аппарат получается собранным из различных частей, как импортных, так и отечественных».

– Правильно, что в США прописывают в законе правила регулирования коммерческого использования таких аппаратов. У нас так же нужно сделать. А дроны – они не то чтобы устаревают, у них просто снижается стоимость со временем. Вышедшие через год-два будут дешевле раза в полтора при тех же характеристиках, или за ту же цену, например, смогут летать дальше, – подытоживает Олег Понфиленок.

17 февраля (после беседы «Логируса» с экспертом – LR) на сайте правительства РФ было опубликовано сообщение о том, что правкомиссия одобрила внесенный Минтрансом законопроект «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов», подготовленный в соответствии с поручением президента.

Расширяющиеся возможности использования беспилотных воздушных судов для обеспечения потребностей экономики, решения задач в области обороны и обеспечения безопасности, таможенного дела, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в сфере внутренних дел, уточняется в сообщении, требуют разработки нормативной правовой базы, правовую основу для формирования которой создает подготовленный законопроект. Сообщается также, что документ будет рассмотрен на заседании правительства, однако сроки не называются.LR

Тэги: Минтранс, CopterExpress, Amazon, Alibaba, дроны





Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх