В дате завершения конфликта на Украине есть практический смысл для железных дорог

21 февраля 2024

Сама РЖД будет ориентироваться на позитивный сценарий

В дате завершения конфликта на Украине есть практический смысл для железных дорог

Развитие рынка железнодорожных перевозок будет зависеть от продолжительности специальной военной операции на Украине, доступа российских экспортеров на зарубежные рынки и поставок импортных комплектующих операторам железнодорожной техники, пишет «РБК». Аналитики информационно-аналитического агентства Rollingstock Agency (RSA) проработали три сценария развития рынка на ближайшие годы – негативный (будет реализован, если СВО завершится после 2025 года), базовый (острая фаза конфликта закончится в 2025 году) и позитивный (военные действия закончатся в 2024 году).

При негативном раскладе, в 2024 году погрузка на сети ОАО «РЖД» вырастет на 0,4%, до 1,237 млрд тонн. Ожидается падение погрузки каменного угля, на который давят снижение мировых цен, активность конкурентов и ужесточение барьеров входа на внешние рынки, на 1%, до 346,8 млн тонн.

– Падение может достигнуть 3-4% на фоне недогруза экспортного угля в южном и северо-западном направлениях, – размышляет управляющий директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства (НРА) Сергей Гришунин.

– Дефицит наблюдается по всем видам вагонов: он может превышать 100 тыс. вагонов. При иных технологических условиях работы у нас мог наблюдаться профицит парка, – говорит Александр Поликарпов, управляющий партнер Rollingstock Agency.

При негативном сценарии в RSA допускают замедление работы сети в 2024 году до 5% по отношению к 2023 году. Несмотря на давление негативных факторов, по отдельным видам грузов ожидается рост: погрузка удобрений вырастет на 4,1%, до 66,4 млн т, зерна – на 5,2%, до 34,5 млн т. Погрузке минеральных удобрений будет способствовать увеличение портовых мощностей, развитие которых активизировалось после ограничения доступа к портам Прибалтики из-за санкций.

В базовом сценарии погрузка на сети «РЖД» в 2024-м составит 1,253 млрд тонн (+1,7% к 2023 году). Погрузка угля вырастет на 1,4%, до 355,2 млн тонн. Драйверами роста выступят удобрения (рост на 5,2%, до 67,1 млн тонн) и зерно (на 8,7%, до 35,7 млн тонн). Умеренный рост спроса на черные металлы на внутреннем рынке приведет к росту погрузки на 0,9%, до 68,4 млн тонн.

В долгосрочной перспективе (до 2029 года) рост показателя будут стимулировать химические и минеральные удобрения и уголь. А вот зерно будет демонстрировать разнонаправленную динамику – в отдельные годы неблагоприятные погодные условия приведут к снижению сбора и перевозок зерновых.

– Наш прогноз ближе к базовому, но чуть ниже него, уверяет представитель Информационного центра операторов (ИЦО). – Рост общей погрузки на 1,4%. Дальнейшего падения перевозок угля с тем же темпом, думаю, ожидать не стоит. Вряд ли будет и сильный прирост, поскольку на Восточном полигоне сохранятся большие ограничения, в том числе из-за строительно-ремонтных работ. Погрузка удобрений будет увеличиваться, как и перевозки зерна, однако темпы роста для последнего снизятся относительно 2023 года. Улучшения ситуации на сети вряд ли стоит ожидать, скорее вероятно небольшое ухудшение, рост оборота в пределах 3–5%.

Представитель Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) рассказал «РБК», что в 2023 году заводы увеличили производство до рекордных 59,3 млн тонн.

– За последние десять лет инвестиции в индустрию превысили ₽1,8 трлн, производство минеральных удобрений выросло в 1,5 раза, – отмечает он.

В ближайшие пять лет в РАПУ ожидают рост объема выпуска продукции до 70 млн тонн при условии дальнейшего восстановления экспорта и развития внутреннего рынка, который для производителей приоритетен. Ключевыми направлениями экспортных поставок представитель ассоциации называет страны глобального Юга, в частности Индию и Бразилию, а также страны Африки, где доля российской продукции составляет 10%. Продолжаются поставки и в страны Западной и Южной Европы.

В 2024 году ОАО «РЖД» планирует придерживаться показателя погрузки на уровне 1,265 млрд тонн. Такой прогноз близок к позитивному сценарию, который описали аналитики RSA, которые ожидают увеличения погрузки по всем видам грузов в 2024 году на 2,9%, до 1,268 млрд тонн. Наиболее существенное увеличение ожидается по рынку зерна – за 2024 год погрузка вырастет на 10,4%, до 36,2 млн тонн.

Химические и минеральные удобрения за счет развития портовых мощностей и внедрения новых технологий перевозки увеличатся на 6,3%, до 67,8 млн тонн. Погрузка угля за счет роста поставок в дружественные страны вырастет на 2,4%, до 358,7 млн тонн. Низкая база прошлого года и стимулирование со стороны государства приведут к росту погрузки лесных грузов на 5,3%, до 28,3 млн тонн.

Напомним, прогноз погрузки ОАО «РЖД» на 2024 год составляет 1265,4 млн тонн, что на 1,7% выше плана текущего года, следует из ноябрьского проекта инвестпрограммы и финплана ОАО «РЖД». LR

Тэги: железнодорожные грузоперевозки, прогнозы, Rollingstock Agency







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх