Ставка оперирования полувагонами поскакала далеко и надолго

16 Июня 2017

Возвращаться назад показатель не собирается, по крайней мере пока

Ставка оперирования полувагонами поскакала далеко и надолго

Более чем в два раза выросла ставка оперирования железнодорожными полувагонами с 2016 года, а с начала 2017 года – на 58%, с 950 руб. до 1500 руб. за вагон в сутки. Об этом сообщает «Ъ» со ссылкой на данные Института проблем естественных монополий.

В мае 2017 года ставка оперирования превысила годовой исторический пик, который также был отмечен в 2012 году, когда средняя ставка составляла 1425 руб. в сутки.

Причиной скачка стал резкий рост ставок, связанный с локальным дефицитом полувагонов, такую оценку сложившейся ситуации дает Институт проблем естественных монополий. ИПЕМ связывает резкий рост с внушительным сокращением парка на фоне введенного в 2014 году запрета на продление службы старых вагонов. Кроме того, профицит вагонов совпал с ростом объемов погрузки на железной дороге на 3,8% год к году, по данным ОАО «РЖД».

Небольшое пополнение парка полувагонов не повлияло на показатель ставки оперирования, скорее наоборот – ставка продолжает расти, отмечают в Институте проблем естественных монополий. Отметим, за январь – май 2017 года число полувагонов на сети РЖД увеличилось на 0,6% и достигло 479 тыс. единиц.

ИПЕМ прогнозирует, что существенный рост ставок в дальнейшем «маловероятен». По оценкам экспертов Института, показатели достигли максимума и в дальнейшем стабилизируются на уровне 1400-1600 руб.

«Дефицит никуда не денется, поскольку таковы особенности работы рынка», − отмечает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Он связывает локальный дефицит на местах не с количеством вагонов, а с предпочтениями операторов, которые держат вагоны под определенные грузы на конкретных участках, например, в Кузбассе.

По словам главы Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, с осени 2016 года крупные операторы переломили тенденцию на рынке своими действиями по созданию локальных дефицитов на профицитном рынке в местах массовой погрузки. Эксперт подчеркивает, что стоимость оперирования выросла в два раза менее чем за полгода и в три раза за год. Согласно исследованию ИИЖТ, в настоящий момент на спотовом рынке ставка уже сопоставима с уровнем третьего квартала 2012 года – 1800 руб. без НДС. В случае, если тенденция роста грузооборота не изменится, есть вероятность, что ставка оперирования возьмет психологический рубеж в 2000 руб. Однако, если темпы роста буду снижены, а крупные грузовладельцы реализуют планы по покупке парка, на рынке ожидается небольшая коррекция. Но серьезного снижения ставок не будет», − добавляет Иванкин.

По оценке главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, пик дефицита полувагонов уже пройден, а баланс грузооборота и парка может быть достигнут к 2018 году. По мнению Бурмистрова, это неминуемо приведет к снижению арендных ставок на типовые полувагоны до 1000 – 1100 руб. в 2018 году и до 950 – 1050 руб. в 2019 году.LR

Тэги: ИПЕМ, дефицит полувагонов, тарифы



Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх