Удобрения сложили в «ящик»

27 ноября 2023

Доля контейнерных перевозок этой номенклатуры грузов за год выросла более чем в 2 раза

Удобрения сложили в «ящик»

Поставщики минудобрений в качестве тары для транспортировки предпочитают контейнеры, следует из исследования Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Погрузка удобрений в целом, по данным ОАО «РЖД», за десять месяцев выросла на 4,6%, до 52,7 млн тонн, в октябре – на 9,8%, до 5,6 млн тонн. При этом перевозки удобрений в контейнерах выросли за десять месяцев в 2,2 раза к тому же периоду прошлого года, до 228,2 тыс. тонн, в октябре – более чем втрое, до 33,3 тыс. тонн, сообщает «Коммерсантъ».

Сейчас 17% всей погрузки удобрений на сети приходится на белорусскую продукцию, более 90% которой следует через Россию транзитом на экспорт. С начала года отправки белорусских удобрений выросли в три раза, до 8,8 млн тонн. Белорусская продукция также спешно контейнеризируется: если общие отправки белорусских удобрений в октябре снизились на 4,2% к сентябрю, то их погрузка в контейнерах выросла на 41,3% и в 2,3 раза в годовом выражении.

Как отмечается в исследовании ИПЕМ, в 2023 году наблюдается обратное перераспределение отправок удобрений с юга на порты Северо-Запада. Так, в направлении портов Азово-Черноморского бассейна за десять месяцев года было направлено 3,4 млн тонн, что на 10% меньше, чем годом ранее, тогда как погрузка на порты Северо-Запада выросла на 9%, до 22,3 млн тонн.

Отправки удобрений в контейнерах продолжают расти на обоих направлениях – в 1,8 раза на юге и в 2,8 раза на северо-западе.

В одной из компаний сказали, что ее контейнерные перевозки не растут из-за высокой стоимости и ограниченности направлений, поскольку основные международные компании, как Maersk, MSC и прочие ушли с рынка.

Общий объем экспорта минудобрений из России, по данным ЦЭП Газпромбанка, по итогам девяти месяцев увеличился на 9,4%, до 25,3 млн тонн. Как сообщил замглавы центра Кирилл Никода в ходе конференции «Перевозки минеральных удобрений и сырья», основным драйвером стал рост поставок карбамида (на 8,6%) и калийных удобрений (на 9,7%).

Более чем втрое вырос экспорт в Индию и Турцию, в то время как доля стран Европы снизилась с трети до 13%, несмотря на то что удобрения выведены из-под санкций. Поставки в Бразилию также сократились, но были компенсированы отгрузками в другие страны Латинской Америки. Бразилия в январе–сентябре оставалась крупнейшим импортером российских удобрений (24% всего объема), на втором месте Индия (14%), в США и Китай поставляется 12% и 9% соответственно.

Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что перевозка в контейнерах дает возможность производителям удобрений, с одной стороны, получить доступ на дефицитную железнодорожную инфраструктуру, с другой – обеспечить перевалку при отсутствии специализированных портов.

По его словам, производители отмечают удобство хранения и отгрузки в контейнерах. Он дает универсальность, грузопотоки легко переключить на другой контейнерный порт. У компаний есть намерение развивать этот способ поставок.

Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин согласен, что тренд к контейнеризации перевозок удобрений обусловлен стремлением к упрощению перевалки – снижению зависимости от специализированных портов. Транспортировка удобрений навалом осложняется рядом экологических ограничений.

Напомним, в 2021 году ИПЕМ прогнозировал, что профицит железнодорожных фитинговых платформ на фоне высокого спроса на контейнерные перевозки может возникнуть в России уже в 2023-2024 годах. LR

Тэги: ИПЕМ, контейнерные перевозки, аналитика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх