Путь на железную дорогу цементу преградили ставки

9 февраля 2024

Железнодорожным транспортом в РФ перевозится более 40% цемента

Путь на железную дорогу цементу преградили ставки

Стоимость доставки цемента железнодорожным транспортом за год выросла на 11-23% в зависимости от региона. Заметнее всего рост отмечен в Калининградской области – на 23%, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на «Цемрос».

Управляющий партнер СМПРО Владимир Гузь говорит, что каждая из составляющих транспортных затрат в этом году выросла на 11% и более, для регионов со сложной логистикой – на 20% и более. В «Союзцементе» пояснили, что в России нет дефицита цемента, но существует проблема с его доставкой: производители загружены не более чем на 61%. По подсчетам организации, по железной дороге перевозится более 40% цемента.

Директор по логистике и закупкам «Цемроса» Денис Назаров называет одним из факторов роста затрат повышение с декабря 2023 года на 10,75% тарифов АО «РЖД» на транспортировку груженых и порожних вагонов. Стоимость перевозки в значительной мере формируется из аренды грузового вагона, терминальной обработки, доставки автотранспортом, стоимость которых не регулируется государством.

В январе 2024 года, по данным госмонополии, погрузка цемента выросла на 1,2%, до 1,1 млн тонн, при сокращении других строительных грузов на 21,3%.

Назаров добавляет к этому увеличение срока оборачиваемости вагонов и стоимости их предоставления, что «произошло из-за значительного роста затрат на обслуживание лизинговых платежей из-за увеличения ключевой ставки, роста цен на новые вагоны на 30–40%».

По оценкам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в декабре 2023 года аренда хоппера-цементовоза выросла на 41% год к году, до ₽2,05 тыс. в сутки, что связано с их дефицитом. В общей сложности в России 23,9 тыс. таких вагонов, из которых в 2023 году в среднем было задействовано 23,1 тыс. единиц. Эксперт считает покупку нового парка нерентабельной: стоимость вагона ₽6,5-7 млн, окупить которую невозможно.

Исполнительный директор «Союзцемента» Дарья Мартынкина говорит также о нехватке локомотивов и бригад, несвоевременном принятии вагонов. Переход на автомобильные перевозки, по словам Михаила Бурмистрова, выходом для производителей не станет: их стоимость растет быстрее, чем железнодорожных.

На рынок Калининградской области, по словам представителя «Цемроса», также влияет рост транзитных ставок на перевозку цемента по территории Литвы.

Квота на поставку цемента транзитом через эту страну на 2024 год сокращена на 11,1%, до 212,4 тыс. тонн, добавляют в «Цемросе». Из-за профилактического ремонта железнодорожных паромов «Амбал» и «Балтийск» в I-м квартале не будет перевозки цемента по линии Усть-Луга–Балтийск. Помимо транзита через Литву продукция, свидетельствуют в «Цемросе», перевозится через порт Санкт-Петербурга. Доставлять цемент на автомобилях в Калининград сейчас нельзя, уточняют в СМПРО.

Денис Назаров пояснил, что компания сможет обеспечить потребности строительного сектора Калининградской области «при должной организованности со стороны потребителей». В то же время в компании не исключают, что сезонные колебания спроса и неравномерное поступление заявок на отгрузку может привести к перебоям с поставками в регион летом, что скажется и на ценах.

Для регионов со сложной логистикой цемент в 2024 году может подорожать на 10-15%, для остальных точек страны – в среднем на 3-5%, прогнозирует Владимир Гузь.

Президент ГК «Основа» Александр Ручьев отмечает, что последние годы все строительные материалы и комплектующие растут в цене: цемент за прошлый год подорожал в среднем на 14-15%. По его словам, в Приволжье, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке динамика была более выраженной.

Напомним, в ноябре 2023 года погрузка на сети ОАО «РЖД» впервые за 2023 год ушла в минус. Отрицательную динамику в том числе продемонстрировали перевозки цемента. LR

Тэги: железнодорожные грузоперевозки, цемент, аналитика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх