Правительство поставила «горючие» задачи перед биржей и производителями

12 апреля 2024

Ответственными за реализацию мер назначены ФАС, Минэнерго, Минсельхоз и Минпромторг

Правительство поставила «горючие» задачи перед биржей и производителями

На совещании у вице-премьера Александра Новака обсуждался комплекс мер, направленных на сдерживание стоимости бензина и дизельного топлива в сезон высокого спроса, сообщает «РБК».

Вице-премьер рекомендовал «минимизировать вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) куплю-продажу непосредственно друг у друга нефтепродуктов на биржевых торгах», а вместо этого заключать прямые договоры на поставку топлива по формуле цены, сложившейся на бирже. Сейчас крупнейшие производители нефтепродуктов обязаны по установленным нормативам продавать на бирже 15% от произведенного бензина, 16% – дизтоплива, 7,5% – сжиженного углеводородного газа.

Новак поручил бирже (СПбМТСБ) совместно с ФАС проанализировать факторы ажиотажного спроса на торгах топливом и подготовить предложения для нивелирования необоснованного роста цен и оптимизации торгов. Минэнерго и «Транснефть» проработают вопрос расширения использования базисов поставки нефтепродуктов на внутренний рынок «франко-труба».

Отдельные поручения касаются цен в мелком опте и на топливо для сельхозпроизводителей. Правительство намерено определить целевой уровень цен на дизель для аграриев. Для этого Минэнерго, Минсельхоз и ФАС изучат динамику цен на дизельное топливо в период весенних посевных 2021-2023 годов, учитывая уровень инфляции, в том числе в сравнении с динамикой изменения цен на зерно. О результатах анализа ведомства должны были сообщить до 10 апреля.

Кроме того, вместе с регионами Минэнерго, Минсельхоз и ФАС проанализируют мелкооптовые цены на нефтепродукты в сравнении с ценами вертикально интегрированных компаний, чтобы выявить необоснованную маржинальность, возникающую при поставках топлива для аграриев. Также ФАС, Минэнерго, ФНС и главы регионов изучат причины роста цен в мелкооптовом сегменте выше уровня инфляции, обратив особое внимание на Сибирский федеральный округ.

В свою очередь, Минэнерго и Минфин должны представить предложения по корректировке правил предоставления субсидии РЖД на возмещение недополученных доходов, возникающих из-за льготных тарифов на перевозку топлива для внутреннего потребления на Дальний Восток и в ряд регионов Сибири. Это необходимо сделать для равномерного распределения предусмотренных бюджетом субсидий на весь 2024 год, указано в протоколе.

Правительство ранее уже предприняло ряд шагов для нивелирования рисков роста цен на топливо в период ажиотажного спроса и посевной кампании. В частности, с 1 марта было введено полугодовое эмбарго на экспорт бензина (за исключением согласованных объемов для стран ЕАЭС) и повышен норматив продаж дизеля на бирже до 16%.

Заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев называет минимизацию сделок ВИНК друг с другом на бирже правильной мерой.

Андрей Дьяченко, главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов «Пролеум» (ранее «Петролеум Трейдинг»), прогнозирует снижение краткосрочной волатильности на спотовом рынке.

– Такая практика на товарной бирже не только снизит напряженность на торгах, но и будет иметь более долгосрочный эффект – расширение практики формульных контрактов среди потребителей, – считает он. Однако Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ), не уверен, что это предложение заметно повысит ликвидность на бирже.

– Идея понятна: если эти объемы не покупают ВИНК, то они доступны для независимых сетей. Однако ВИНК и сейчас чаще покупают топливо друг у друга по договорам (например, для розничных сетей в регионах, где у них нет НПЗ/нефтебаз), но иногда и выходят на биржу. Вероятно, правительство будет отслеживать выполнение этой рекомендации и давать неформальные сигналы участникам в случае ее нарушения, но я бы не дискриминировал так ВИНК в сравнении с другими участниками рынка (продавать можно, покупать не надо), – заключает он.

Относительно планируемых проверок цен в мелком опте Дмитрий Гусев не ожидает обнаружения «глобальных нарушений» и думает, что «у нас есть проблемы с доставкой железнодорожным транспортом».

Сергей Кондратьев обращает внимание на отсутствие полной информации о реальных запасах в мелком опте.

– Второе – это вопрос логистики: если у нас будут проблемы с провозом по системе РЖД, мы можем мониторить ситуацию в мелком опте, но бензин там не появится. На мой взгляд, пока на макроуровне ситуация стабильная – запасы бензина в Сибири (на конец января, по данным Росстата) превышали 150 тыс. т, это 12-14 дней потребления. Да, это немного, но у нас в принципе в опте небольшие запасы, – отметил эксперт.

Андрей Дьяченко уверен, что рост цен на топливо имеет под собой экономический фундамент.

– В экономике последние два года повышенная инфляция – и производственная, и потребительская. В экономике высокая стоимость фондирования. Издержки производителей выросли. И выросли не по формуле потребительской корзины Росстата. Параллельно идет другой процесс – потребители (и промежуточные, и конечные) постепенно адаптируются к экономическим условиям и восстанавливают свою экономическую активность. Иными словами, экономика безболезненно «переваривает» текущий уровень цен, а с учетом ожиданий по росту экономики – и более высокие цены. Несмотря на то, что попытки распространения рыночных методов отраслевого регулирования не ослабевают, ручное управление актуально как никогда.

Напомним, для стабилизации внутреннего рынка Правительство России 21 сентября 2023 года ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизтоплива. LR

Тэги: топливо, тарифная политика, ФАС, Минэнерго, Минпромторг, Минсельхоз







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх