На страже железнодорожных переездов поставят Уголовный кодекс

16 февраля 2024

За ДТП с поездом в случае вины водителя можно будет получить наказание вплоть до тюремного срока до двух лет

На страже железнодорожных переездов поставят Уголовный кодекс

Водителей, по вине которых произошло столкновение транспортного средства с поездом, предложено привлекать к уголовной ответственности, независимо от тяжести последствий, сообщает «Коммерсантъ». Если инициатива будет принята, за такое ДТП можно будет получить наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет вместо нынешних полугода. В профильном комитете Госдумы заявили «Ъ», что в целом поддерживают такие меры.

Гендиректор РЖД Олег Белозеров привел данные, что в 2023 году число инцидентов на железнодорожных переездах выросло на 12% по сравнению с 2022 годом (до 245 случаев), 54 человека погибло.

– В 100% случаев зафиксирована вина автомобилистов, мы вынуждены предлагать непопулярные меры, – подчеркнул Белозеров.

Скорректировать предлагаются ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», пояснили в пресс-службе компании: уголовная ответственность вводится за столкновение с поездом вне зависимости от тяжести последствий.

В случае, если предложения будут приняты, за ДТП с поездом в случае вины водителя можно будет получить наказание вплоть до тюремного срока до двух лет.

Компания предлагает также усилить и административную ответственность по ст. 12.10 КоАП, которая применятся при выезде на переезд при запрещающем сигнале светофора. Сегодня суд может назначить штраф в ₽5 тыс. или лишение прав на срок от трех до шести месяцев (до года при повторном нарушении). РЖД предлагает увеличить минимальный срок лишения прав до шести месяцев, максимальный – до одного года, при повторном нарушении – до двух лет.

– Случаи нарушения правил на железнодорожных путях несут в себе повышенную опасность по сравнению с иными нарушениями ПДД, санкции должны быть исключительными, – заявили в РЖД. – Водители, выезжая на пути, блокируют транспортные коммуникации, создают угрозу жизни, здоровью и безопасности людей. Такая угроза существует как в отношении пассажиров автомобилей, поездов, так и в отношении работников железнодорожного транспорта (в поезде всегда есть локомотивная бригада, а в пассажирском поезде – десятки и сотни людей).

Ответственность за нарушения на переездах уже была ужесточена три года назад по инициативе Минтранса. Соответствующие поправки к КоАП вступили в силу 1 мая 2021 года. Штраф, применяемый в качестве альтернативного наказания лишению прав, был увеличен с 1 тыс. до 5 тыс. рублей, также была отменена 50% скидка при его оплате.

– Сам по себе рост в 12% – это не обоснование для введения уголовной ответственности, – считает эксперт «Народного фронта» по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева.– Причины ДТП нужно сначала тщательно проанализировать. Проблему нужно решать комплексно. Если РЖД полагает, что резкое повышение штрафов сделает так, что через переезды никто не поедет, то это заблуждение.

Нередко при ДТП на переездах никто не страдает, лишь происходит задержка движения поездов, обращает внимание глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский.

– Многие нарушения происходят из–за несовершенства железнодорожной инфраструктуры, которую РЖД не хочет модернизировать. За последние несколько десятилетий число переездов сократилось втрое, многие закрылись, так как нет денег их содержать. Новые строятся медленно. В результате районы, а иногда и целые города разделены железнодорожными путями. Водители вынуждены нарушать, чтобы не совершать перепробеги, нередко пытаются пересечь пути там, где раньше переезд был».

Эксперт также говорит о случаях, когда ДТП случаются по вине дежурных по переезду: несколько лет назад в сети обсуждалось видео, где пассажирский поезд следует на большой скорости при открытом шлагбауме.

– Большинство происшествий происходит на неохраняемых железнодорожных переездах, и решать проблему надо иначе – сокращать количество таких мест, а не бесконечно усиливать наказания и переписывать вновь и вновь разные статьи кодексов, – солидарен с ним адвокат Сергей Радько.

– В целом мы поддерживаем ужесточение наказания за нарушение на переездах, но в России должна появится программа строительства двухуровневых переездов, – заявил «Ъ» глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев. – В одном уровне должны остаться только технологические переезды. Обязанность государства – решить эту проблему.

В 2018 году замглавы Минтранса Сергей Аристов говорил, что «одними штрафами вопрос не решить», пообещав «целый комплекс мер», включая строительство эстакад над путями.

Такая программа действует в Подмосковье, в 2024 году в регионе достроят и откроют пять новых путепроводов (в том числе в Аникеевке и Опалихе). Проекты путепроводов в Мордовии, Свердловской, Амурской, Ярославской, Тамбовской, Самарской и других областях заложены также в правительственном пятилетнем плане дорожной деятельности до 2028 года. При этом остается еще очень много одноуровневых переездов, только в Мособласти их 347. В 2019 году, по данным Минтранса, их было более 10 тыс. по всей России.

Напомним, в ноябре 2022 года произошло ЧП на железнодорожном переезде между станциями «Краснозерское» и «Хабары». Водитель «КамАЗа» с прицепом выехал на пути на запрещающий сигнал светофора перед приближающимся грузовым поездом. LR

Тэги: ДТП, железнодорожные грузоперевозки, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх