Квоты на парниковые газы не хотят пускать по морям по волнам

28 ноября 2023

Семь из 27 государств–членов ЕС считает, что это ударит по грузовой базе европейских портов

Квоты на парниковые газы не хотят пускать по морям по волнам

Правительства Греции, Кипра, Италии, Испании, Мальты, Португалии, Хорватии направили совместное обращение в Европейскую комиссию с призывом отложить вступление в силу решения о распространении действия Системы торговли выбросами парниковых газов (Emissions Trading System, ETS) на индустрию морских перевозок. Они полагают, что эта мера повлечет за собой отток грузов из европейских портов. В числе перспективных бенефициаров называются марокканский порт Танжер-Мед и египетский Порт-Саид, пишет «Financial Times».

С начала 2024 года судоходные компании будут обязаны покупать квоты на выбросы парниковых газов для судов валовой вместимостью более 5 тыс. тонн, независимо от флага, заходящих в порты ЕС. Квоты должны покрывать выбросы на маршрутах внутри ЕС на 100%, на рейсах, начинающихся или заканчивающихся за пределами ЕС, – на 50%.

Система будет вводиться поэтапно: в 2024 году операторы должны будут оплатить 40% выбросов, в 2025 – 70%, и с 2026 – 100%. Также с начала 2026 года к квотам на выбросы углекислого газа добавятся квоты на выбросы окиси азота (NOx) и метана.

В письме указывается, что отток грузов будет означать обратный предполагаемому эффект от введения «налога на выбросы»: увеличение протяженности маршрутов перевозок за счет переориентации грузов на порты вне ЕС, напротив, увеличит объем выбросов.

Lloyd’s List рассчитал перспективные расходы операторов на покупку квот исходя из текущей цены квот на выбросы около 80 евро за тонну. По оценкам аналитика, к 2026 году, когда завершится переходный период, судоходные компании в общей сложности будут платить в европейскую казну примерно €11 млрд в год. По 30% этой суммы придется на операторов танкеров и контейнеровозов, 20% – пассажирских и грузопассажирских судов, 15% – на балкерный сегмент.

Lloyd’s List опубликовал список из 50 заходящих в порты Европы судов, которые будут обходиться операторам дороже всего. Лидер – круизный лайнер MSC Grandiosa, выбросы которого в 2026 году будут обходиться оператору в €11 млн в год (при сохранении числа судозаходов на уровне 2022 года).

Именно круизные лайнеры и грузопассажирские паромы преобладают в списке ТОП–50, а также шесть контейнеровозов, пять из которых принадлежат Cosco Shipping, и четыре СПГ–танкера. Для них расходы на покупку европейских квот Lloyd’s List оценивает на основании данных за 2022 год примерно в €7-8 млн в год.

Напомним, Международная морская организация ставит цель сократить уровень вырабатываемых контейнерными перевозчиками парниковых газов не менее чем на 50% к 2050 году. LR

Тэги: ЕС, морские грузоперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх