Транспортный нацпроект свернет с экстенсивного пути и «пойдет» искать баланс

19 апреля 2024

Более 50% финансирования планируется привлечь из внебюджетных источников

Транспортный нацпроект свернет с экстенсивного пути и «пойдет» искать баланс

Общий объем финансирования будущего национального проекта «Развитие транспортной инфраструктуры» предварительно оценивается в ₽10,2 трлн на период 2025-2030 годов, пишет «РБК» со ссылкой на презентацию Минтранса.

Новый нацпроект разрабатывается на замену завершающимся в этом году проектам «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКД) и Комплексному плану модернизации инфраструктуры (КПМИ), объясняли в январе первый вице-премьер Андрей Белоусов и глава Минтранса Виталий Савельев.

Новый документ призван решить задачи «изменения транспортных грузопотоков, связанных с санкциями, и обеспечить быстрорастущий объем пассажирских перевозок по стране». При этом должен измениться принцип работы: если ранее, по словам Белоусова, «шли по пути экстенсивного развития (что привело к росту капиталоемкости, а также к ущербу поддержания состояния уже действующей инфраструктуры), то теперь в основу ляжет транспортно-экономический баланс единой опорной транспортной сети».

Из ₽10,2 трлн из федерального бюджета будет выделено ₽3,46 трлн, остальное предполагается привлечь из внебюджетных источников. На текущий момент отраслевыми документами уже предусмотрено ₽2,97 трлн бюджетных средств, дополнительно необходимо будет изыскать еще ₽488,5 млрд.

Весь нацпроект разделен на восемь инфраструктурных федеральных проектов, отдельными блоками пойдут мероприятия по цифровизации отрасли и подготовке кадров, а также блок «процессных мероприятий» (информационное сопровождение и системы мониторинга). Финансирование последних потребует еще ₽2,5 млрд (дополнительно к ₽10 трлн).

Наиболее дорогостоящими федпроектами будут развитие инфраструктуры опорной сети железных дорог (расширение Восточного полигона, выходы к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, коридор Север – Юг) и сети автомобильных дорог. На ж/д-инфраструктуру необходимо более ₽4,3 трлн за шесть лет, причем ₽4,27 трлн планируется обеспечить за счет внебюджетных источников. Автодорожные проекты оценены в ₽2,8 трлн, из которых ₽2,7 трлн должно быть профинансировано из бюджета.

Третьим по объему финансирования – ₽1,7 трлн - станет проект развития высокоскоростных ж/д-магистралей. Отдельно выделен блок по развитию железнодорожной инфраструктуры в Центральном транспортном узле (₽345 млрд), на реконструкцию аэродромов и аэровокзалов направят ₽347,6 млрд, на морские порты – ₽332,8 млрд. Также предусмотрены мероприятия по развитию опорной сети внутренних водных путей и пунктов пропуска через госграницу.

Большая часть финансирования будет направлена на модернизацию опорной сети железных дорог – Восточного полигона, подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, а также инфраструктуру в границах международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг (всего включает три маршрута: Западный – через Дагестан автомобильным и железнодорожным транспортом, Транскаспийский – через Каспийское море морским и речным транспортом по Волге в порты Ирана и Туркмении, Восточный – через Казахстан и Туркмению автомобильным и железнодорожным транспортом).

В марте глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров заявил о планах холдинга модернизировать подходы к портам Северо-Запада, благодаря чему провозная мощность должна возрасти до 220 млн т с исходных 74,4 млн т. Планируется также обновление инфраструктуры на южном и дальневосточном направлениях – до 152 млн т (+27 млн т) и 210 млн т (+37 млн т) соответственно. В итоге среднегодовые темпы роста объема грузоперевозок составят более 2%, контейнерные перевозки увеличатся на треть, до 10 млн TEU.

На эти цели нацпроектом заложено ₽886 млрд для северо-западного направления и ₽639,9 млрд - южного. На развитие Восточного полигона направят почти ₽2,8 трлн.

По итогам первого квартала 2024-го погрузка РЖД снизилась на 3,1%, во многом из-за сокращения спроса на перевозки экспортного угля в направлении Азово-Черноморского бассейна (в начале года угольный терминал ОТЭКО в Тамани практически не получал заявки на перевалку в связи с высокими ставками на свои услуги, впоследствии грузоотправители и вовсе объявили бойкот стивидору), объясняли в компании. В конце марта Андрей Белоусов поручил определить причины и найти способы улучшения ситуации.

Инвестиции в проект строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург до 2030 года составят ₽1,7 трлн. В 2027 году в тестовом режиме планируется запустить 127 км трассы до Твери, основное движение откроется в 2028-м. Общая протяженность маршрута составит 679 км, строительство магистрали разделено на два участка – основной Санкт-Петербург – Зеленоград (стоимость ветки оценивается в ₽1,75 трлн, она будет профинансирована по концессионной схеме) и «выходы» из Москвы (₽221,5 млрд за счет инвестпрограммы РЖД). В 2025 году по поручению президента проект получит не менее ₽300 млрд из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Пассажиропоток ЦТУ (сеть скоростных электричек, которые свяжут Москву с Тульской, Калужской, Владимирской, Ивановской и другими областями, сейчас работают как московские диаметры) к 2030 году вырастет до 850 млн человек (в 2024 году он составит 813,4 млн человек), на его развитие нацпроектом предусмотрено ₽345,2 млрд и ₽701,5 млрд с привлечением средств региональных бюджетов.

Строить и реконструировать в ближайшие шесть лет планируют как федеральные дороги, находящиеся в ведении Росавтодора (₽1,6 трлн из бюджета), так и платные трассы «Автодора» (₽980 млрд). На региональные дороги пойдут еще ₽210,6 млрд. В рамках автодорожного федпроекта предполагаются также «мероприятия на объектах Минобороны» (₽4,8 млрд).

На развитие опорной сети морских портов России по нацпроекту будет направлено ₽332,8 млрд, из которых основную часть (₽291,7 млрд) должны обеспечить внебюджетные источники финансирования. В 2024 году в портовую инфраструктуру будет вложено ₽124,7 млрд, из которых федеральный бюджет обеспечит только ₽1,2 млрд инвестиций. Со следующего года ожидается снижение объемов инвестирования. Планируемые объемы капиталовложений на 2025 год составят ₽100,6 млрд (₽3,9 млрд которых – из федерального бюджета), на 2026 год – ₽94,1 млрд (₽5,3 млрд – из федерального бюджета), на 2027 год – ₽68,6 млрд (₽7,2 млрд – федеральный бюджет). При этом суммы, которые планируется направить на порты из федерального бюджета, не зарезервированы, но поддержаны Минэкономразвития, говорится в презентации.

К ключевым проектам Минтранс отнес строительство угольного терминала «Порт Эльга» в районе мыса Манорский, универсального перегрузочного комплекса «Новороссийский судоремонтный завод» и многофункционального грузового района в морском порту Корсаков (Поронайск) на Сахалине.

Порт Эльга – угольный терминал в Хабаровском крае мощностью 50 млн тонн в год, через который на экспорт будет отгружаться уголь с якутского Эльгинского месторождения. Порт за ₽136 млрд и железную дорогу к нему длиной 530 км строят структуры, близкие к бизнесмену Альберту Авдоляну. Оператор должен начать работу в 2025 году.

Перегрузочный комплекс на базе Новороссийского судоремонтного завода строят Новороссийский морской торговый порт и «Металлоинвест». Их совместное предприятие «Универсальный перегрузочный комплекс Новороссийского судоремонтного завода» построит два грузовых причала для перевалки железорудного сырья, черных металлов, листовой стали, чугуна. Инвестиции в проект оценивались в ₽46 млрд.

На модернизацию инфраструктуры внутренних водных путей по нацпроекту предлагается выделить ₽121,1 млрд, все они должны быть направлены из федерального бюджета. При этом на данный момент базово на федеральный проект должно быть выделено ₽97 млрд. Финансирование дополнительных ₽24,1 млрд. одобрено Минэком. Ключевые мероприятия – строительство Багаевского гидроузла на реке Дон, реконструкция объектов Канала им. Москвы, гидротехнических сооружений на Волге, судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла в Нижегородской области.

Как и озвучивал ранее глава Росавиации, реконструкции до 2030 года подлежат 75 аэродромов страны, на которые дополнительно направят ₽250 млрд из бюджета. Из внебюджетных источников планируется привлечь ₽82,9 млрд. В частности, предусмотрена реконструкция аэродрома Горно-Алтайска, аэропорта Сочи, строительство новых аэропортов в Шерегеше и Омске (Федоровка), реконструкция аэропортов Владивостока и Калининграда. Реконструкция аэропортов на новых территориях начнется не ранее 2027 года, из бюджета на это выделят ₽35 млрд (в 2027–2030 годах). Первоначально будет восстанавливаться аэропорт Мариуполя, отмечали ранее в Минтрансе.

Объемы финансированная в целом сопоставимы с прогнозами по КПМИ и БКД в момент их запуска: до них за шесть лет (2019–2024 годы) планировали довести ₽11,1 трлн, из которых ₽3,46 трлн предполагались из внебюджетных источников, напоминает Александра Галактионова, гендиректор исследовательской компании Sherpa Group. То есть доля внебюджетных средств составляла 31%.

– Сейчас в предварительном бюджете нацпроекта «Транспорт» иное распределение: на внебюджетные источники предполагается около 66% средств. Исполнение внебюджетных расходов, как правило, не показывается, поэтому неизвестно, сколько из них на самом деле дойдет до мероприятий нового нацпроекта, – комментирует эксперт.

При этом фактические суммарные расходы федерального бюджета за 2019-2024 годы на комплексный план и БКД составят ₽4,16 трлн, прогнозирует Александра Галактионова.

– На мероприятия нового нацпроекта, по-видимому, планируют направить на 17% меньше федеральных средств (₽3,46 трлн), чем фактически потрачено в 2019–2024 годах. С учетом роста стоимости строительства за эти годы это выглядит снижением реальных вложений в инфраструктуру из бюджета в целом, – отмечает эксперт.

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что объемы инвестиций в последней версии нацпроекта выросли благодаря добавлению новых проектов и расширению расходов на автомобильные дороги.

– Финансирование проектов будет вестись в том числе с привлечением крупных госбанков, которые в 2023 году получили рекордную прибыль и имеют достаточный объем средств. Государство будет использовать их для реализации инфраструктурных проектов с длинными сроками окупаемости, – добавил он.

Напомним, согласно расчетам, которые содержатся в презентации стратегии развития инфраструктуры до 2030 года, сеть высокоскоростных магистралей (ВСМ) будет стоить около 10,8 трлн рублей. LR

Тэги: нацпроекты, инвестиционные проекты, стратегия развития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх