Китай посадил беспилотных «птичек» под экспортный контроль
18 сентября 2023Теперь для экспорта оборудования необходимо получить лицензию Минторга КНР и разрешение таможенной службы
С 1 сентября власти Китая ввели ограничения на экспорт беспилотников, что привело к приостановке поставок дронов массой более 4 кг и комплектующих к ним. Например, имеется нехватка агродронов, которые весят в среднем 30-40 кг и производятся в РФ в единичных экземплярах, пишет «Коммерсантъ».
В списке беспилотные воздушные суда (БВС), способные «нести груз с функцией сброса или с возможностью закрепления такого устройства». Разрешение придется получать поставщикам мульти- и гиперспектральных камер для дронов (применяются в том числе при съемке для сельского и лесного хозяйства). Ограничиваются поставки мощного бортового радиооборудования, инфракрасных камер, тепловизоров, а также модулей лазерной дальнометрии и позиционирования.
Для экспорта оборудования необходимо получить лицензию Минторга КНР и разрешение таможенной службы, предоставив среди прочего информацию о конечном адресате. Минторг проверяет, числится ли получатель в санкционных списках, «связанных с военной деятельностью или нежелательными для Китая действиями», запрашивает финансовые отчеты и корпоративные документы.
Если китайский экспортер нарушит требования лицензии, ему грозит административная ответственность, а в случае намеренного нарушения – уголовная. При этом власти КНР запрещают экспорт любых беспилотников вне зависимости от характеристик, если они будут применяться в военных целях. Это обстоятельство привело к задержке поставок даже той продукции, которая не попадает под введенные ограничения.
Большинство крупных российских производителей беспилотников – до вступления новых правил в силу – заранее закупили расходники.
Рассмотрение заявок и оформление документов, по оценкам источников «Ъ», может занять от полугода до года, но уже есть те, кому это удалось.
Разрешение выдается на шесть месяцев с правом продления, если за время действия лицензии агродрон, говорит основатель представительства производителя сельхоздронов Jtilep в РФ Рамиль Шевохутдинов, «каким-то образом окажется в зоне боевых действий, поставщик его отключит и расторгнет контракт с покупателем», а ответственные за процесс госслужбы Китая отзовут разрешение и заблокируют поставщика и компанию-покупателя.
Для форсирования процесса компании-покупатели могут обратиться к посредникам в других странах, что увеличивает время доставки на несколько недель и вдвое повышает стоимость.
Подорожание затрагивает отечественных производителей, которые работают на иностранной компонентной базе. Ряд из них уже сегодня предупреждают своих клиентов о пересмотре цен как минимум на 20% в связи с изменением курса валют, рассказывает Тигран Исраелян, гендиректор маркетплейса систем безопасности «Техключи.РФ».
Пока у «Транспорта будущего», уверен гендиректор Юрий Козаренко, «сохраняются нормальные отношения» с китайскими поставщиками и идут поставки, оформленные до 1 сентября. Но в компании уже ощутили изменение работы с таможенными, казначейскими службами и банками КНР. Ситуация улучшится, когда в РФ развернется полномасштабное производство комплектующих.
В то же время Минпромторг РФ заявил, что не получал от российских производителей дронов обращений о проблемах с поставками китайских комплектующих, сообщили «РИА Новости».
– Ситуация с ограничениями экспорта гражданских БАС (LR: беспилотные авиасистемы) и комплектующих с 1 сентября 2023 года, которые введены КНР, находится на контроле в Минпромторге России. В частности, производители БАС были заранее предупреждены о необходимости наращивания запасов до введения экспортного контроля. На текущий момент обращения от производителей о наличии проблем с экспортом БАС и комплектующих в Минпромторг России не поступали, – прокомментировали в пресс-службе ведомства.
Винтомоторные группы, контроллеры, камеры, в том числе тепловизионные, свободно пересекают границу, заявил коммерческий директор компании рынка НТИ Аэронет «Лаборатория будущего» Павел Камнев. Сложности возникают в основном со сроками и постоянным ростом цен из-за логистики.
При этом эксперт рынка НТИ Дмитрий Зубарев пояснил, что на фоне ограничений, введенных Китаем, меняется логистика. Она практически вся становится серой. Например, тепловизоры теперь можно купить только в серую, официально приобрести такой вид комплектующих просто невозможно, подчеркнул эксперт.
Напомним, консолидатором гражданского государственного заказа на беспилотную продукцию станет Государственная транспортная лизинговая компания. LR
История вопроса
Ограничения на экспорт дронов из КНР российские производители встретили аплодисментами
Беспилотники поддержат миллиардами
Министерство торговли Китая на два года ужесточила контроль поставок беспилотников весом от 4 кг или максимальной взлетной массой от 7 кг с продолжительностью полета более 30 минут.Ограничения на экспорт дронов из КНР российские производители встретили аплодисментами
Беспилотники поддержат миллиардами
В списке беспилотные воздушные суда (БВС), способные «нести груз с функцией сброса или с возможностью закрепления такого устройства». Разрешение придется получать поставщикам мульти- и гиперспектральных камер для дронов (применяются в том числе при съемке для сельского и лесного хозяйства). Ограничиваются поставки мощного бортового радиооборудования, инфракрасных камер, тепловизоров, а также модулей лазерной дальнометрии и позиционирования.
Для экспорта оборудования необходимо получить лицензию Минторга КНР и разрешение таможенной службы, предоставив среди прочего информацию о конечном адресате. Минторг проверяет, числится ли получатель в санкционных списках, «связанных с военной деятельностью или нежелательными для Китая действиями», запрашивает финансовые отчеты и корпоративные документы.
Если китайский экспортер нарушит требования лицензии, ему грозит административная ответственность, а в случае намеренного нарушения – уголовная. При этом власти КНР запрещают экспорт любых беспилотников вне зависимости от характеристик, если они будут применяться в военных целях. Это обстоятельство привело к задержке поставок даже той продукции, которая не попадает под введенные ограничения.
Большинство крупных российских производителей беспилотников – до вступления новых правил в силу – заранее закупили расходники.
Рассмотрение заявок и оформление документов, по оценкам источников «Ъ», может занять от полугода до года, но уже есть те, кому это удалось.
Разрешение выдается на шесть месяцев с правом продления, если за время действия лицензии агродрон, говорит основатель представительства производителя сельхоздронов Jtilep в РФ Рамиль Шевохутдинов, «каким-то образом окажется в зоне боевых действий, поставщик его отключит и расторгнет контракт с покупателем», а ответственные за процесс госслужбы Китая отзовут разрешение и заблокируют поставщика и компанию-покупателя.
Для форсирования процесса компании-покупатели могут обратиться к посредникам в других странах, что увеличивает время доставки на несколько недель и вдвое повышает стоимость.
Подорожание затрагивает отечественных производителей, которые работают на иностранной компонентной базе. Ряд из них уже сегодня предупреждают своих клиентов о пересмотре цен как минимум на 20% в связи с изменением курса валют, рассказывает Тигран Исраелян, гендиректор маркетплейса систем безопасности «Техключи.РФ».
Пока у «Транспорта будущего», уверен гендиректор Юрий Козаренко, «сохраняются нормальные отношения» с китайскими поставщиками и идут поставки, оформленные до 1 сентября. Но в компании уже ощутили изменение работы с таможенными, казначейскими службами и банками КНР. Ситуация улучшится, когда в РФ развернется полномасштабное производство комплектующих.
В то же время Минпромторг РФ заявил, что не получал от российских производителей дронов обращений о проблемах с поставками китайских комплектующих, сообщили «РИА Новости».
– Ситуация с ограничениями экспорта гражданских БАС (LR: беспилотные авиасистемы) и комплектующих с 1 сентября 2023 года, которые введены КНР, находится на контроле в Минпромторге России. В частности, производители БАС были заранее предупреждены о необходимости наращивания запасов до введения экспортного контроля. На текущий момент обращения от производителей о наличии проблем с экспортом БАС и комплектующих в Минпромторг России не поступали, – прокомментировали в пресс-службе ведомства.
Винтомоторные группы, контроллеры, камеры, в том числе тепловизионные, свободно пересекают границу, заявил коммерческий директор компании рынка НТИ Аэронет «Лаборатория будущего» Павел Камнев. Сложности возникают в основном со сроками и постоянным ростом цен из-за логистики.
При этом эксперт рынка НТИ Дмитрий Зубарев пояснил, что на фоне ограничений, введенных Китаем, меняется логистика. Она практически вся становится серой. Например, тепловизоры теперь можно купить только в серую, официально приобрести такой вид комплектующих просто невозможно, подчеркнул эксперт.
Напомним, консолидатором гражданского государственного заказа на беспилотную продукцию станет Государственная транспортная лизинговая компания. LR
Тэги: Китай, ограничения, дроны
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости