Восточное направление «вышло из тарифных берегов»

11 марта 2024

Больше всего ставки выросли на перевозки из Москвы в города Восточной Сибири

Восточное направление «вышло из тарифных берегов»

Цены на железнодорожные контейнерные перевозки из Центральной России в восточном направлении многократно выросли в марте: на некоторых направлениях – более чем в 30 раз, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на Центр ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка.

Так, тарифы на отправку грузов в Красноярск в 40-футовом контейнере в собственности оператора взлетели с ₽5-7 тысяч в феврале до ₽160-180 тысяч в марте.

По данным источника газеты, сейчас «предельно сложно» отправить контейнер из Красноярска на Дальний Восток. Стоимость перевозки контейнера из Москвы в Иркутск, уточняет аналитик ЦЦИ Роман Шагалов, поднялась за месяц с ₽25 тыс. до ₽200 тыс. Ставки на Владивосток выросли с ₽100 тыс. в начале года до ₽300 тыс. Операторы объясняют рост тарифов сокращением ОАО «РЖД» количества наряд-заказов на формирование контейнерных поездов из Москвы в восточном направлении, что вызвало нехватку мест на них.

Высокие темпы роста цен на внутрироссийские контейнерные перевозки, по словам аналитика, объясняются в том числе эффектом низкой базы: ранее эти направления были убыточными и дотировались операторами, чтобы доставить контейнеры на восток, где они более востребованы. Сейчас же подобные перевозки стали рентабельны.

Источник «Ъ» говорит, что причина остановки движения контейнерных поездов связана со «сверхнормативной отправкой угля в полувагонах и open-top-контейнерах» в декабре-январе.

В феврале, уточнил он, монополист сократил наряд-заказы планируемого ранее объема перевозки контейнеров не менее чем на 10%. Отправки угля на восток в рамках поручений президента РФ обладают большим приоритетом при перевозке, чем контейнеры.

Другой собеседник «Ъ» уточняет, что ситуация осложнилась еще осенью, а резкое ухудшение пришлось как раз на март, когда «РЖД» уменьшило отправки контейнерных поездов «едва ли не вдвое». Источник издания утверждает, что до сих брошены контейнерные поезда, отправленные в январе.

Еще один участник рынка подтверждает, что в марте действительно наблюдается «серьезный рост ставок «на перевозки в восточном направлении.

– Это произошло из-за сокращения количества наряд-заказов на восток в этом месяце, которое, в свою очередь, связано с тем, что ОАО «РЖД» пропускает составы с углем, – поясняет собеседник «Ъ».

Он считает меру временной, однако подчеркивает, что «на движении угля ситуация всерьез позитивно не сказалась»: и в январе, и в феврале отмечалось снижение отправок угля относительно тех же месяцев 2023 года более чем на 4%.

В ОАО «РЖД» пояснили газете, что в марте в восточном направлении «выросло предъявление грузов в рамках вышестоящих очередей временных правил определения очередности перевозок грузов». Речь идет о грузах, отправляемых в рамках отдельных поручений Президента и Правительства, социально значимых грузах, а также перевозках для обеспечения потребностей регионов. В частности, погрузка нефтепродуктов и угля для внутреннего потребления выросла в марте на 1,9% и 0,4% соответственно в годовом выражении, говорят в ОАО «РЖД». Также в связи с выполнением задачи по вывозу импортных грузов в контейнерах «размеры перевозок грузовых поездов с углем восстановлены на уровне 2022 года, что оказывает влияние на согласование дополнительных объемов грузов в восточном направлении».

Напомним, прогноз погрузки ОАО «РЖД» на 2024 год составляет 1265,4 млн тонн, что на 1,7% выше плана 2023 года. LR

Тэги: тарифы, Восточный полигон, железнодорожные грузоперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх