«Уральские авиалинии» и iFly поставили в жесткие лизинговые рамки

25 октября 2023

Частным авиаперевозчикам финансовый лизинг оказался не по зубам

«Уральские авиалинии» и iFly поставили в жесткие лизинговые рамки

«Уральские авиалинии» и iFly так и не смогли переоформить иностранные самолеты в российскую собственность из-за несогласия с условиями контрактов с будущим собственником – лизинговой компанией «НЛК-Финанс» (подконтрольна Росавиации и входит в НСК), сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на три источника в отрасли.

Препятствием стало требование к перевозчикам оформить финансовый лизинг (при нем самолеты переходят в собственность авиакомпаний) и оплатить, по разным данным, от 30% до 40% от стоимости самолетов в качестве депозита.

Кроме того, перевозчикам предложили ежегодно переводить фиксированную долю своей чистой прибыли – 30-40% – в зачет выкупа воздушных судов. «Аэрофлот», кстати, получал самолеты по операционному лизингу (при нем после окончания лизинга самолеты возвращаются собственнику).

Неизвестно, кому принадлежит идея дополнительных условий для частных компаний. Возможно, условия будут дорабатываться и могут быть скорректированы. Собеседники «Ъ» в Правительстве говорят, что Минфин дополнительных требований не выдвигал.

«Уральские авиалинии» и чартерная iFly остаются единственными частными перевозчиками, которые смогли согласовать условия страхового урегулирования, а их западные лизингодатели – обзавестись лицензиями OFAC на получение средств.

Разрешения выдавались в июле и с тех пор были продлены для расчетов за 19 Airbus «Уральских авиалиний» до 31 октября, а за три Airbus iFly – до конца ноября. Новым собственником воздушных судов должна выступить «НЛК-Финанс». Средства на сделку выделяются из ФНБ в качестве льготного кредита на 15 лет.

Всего в ФНБ на приобретение самолетов иностранных собственников было выделено 300 млрд руб. Стоимость самолетов «Уральских авиалиний», по данным «Ъ», может составлять около 30 млрд руб., трех дальнемагистральных A330 iFly – менее 9 млрд руб. Также на рассмотрении находится заявка S7 Airlines, которая продолжает процесс согласований с лессорами. По разным данным, эти самолеты оцениваются в 50-70 млрд.

«Уральским авиалиниям» и S7 придется софинансировать сделки из полученной в 2022 году чистой прибыли, выделив ₽13,4 млрд и ₽34 млрд соответственно. Такое условие установлено для перевозчиков, получавших в прошлом году «санкционные» субсидии за полеты внутри РФ.

Частникам предлагают менее выгодные условия лизинга, чтобы задержать оформление сделок и распределить оставшийся бюджет ФНБ на самолеты «Аэрофлота», считают некоторые эксперты.

Размер депозита или аккредитива, как правило, не превышает трех-четырехмесячных лизинговых платежей. Первичный платеж традиционно не превышает 10-20%. Кроме того, фиксируется так называемый balloon payment – крупный платеж ближе к концу срока лизинга, который может составлять от 10% до 30% и представляет собой погашение тела долга. Срок финансового лизинга обычно составляет 10-12 лет. Даже с учетом новых требований по чистой прибыли перевозчики вряд ли смогут расплатиться за самолеты менее чем через пять лет, учитывая низкую вероятность повторения рекордных прибылей 2022 года.

Государство, предоставляя софинансирование сделок, хочет гарантий, что перевозчики действительно просчитали экономику парка и смогут на нем зарабатывать, утверждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Он находит справедливыми более жесткие требования к частным авиакомпаниям по сравнению с государственным «Аэрофлотом», «чей флот моложе и в любом случае будет востребован по окончании лизинга». Хотя на группу «Аэрофлот» приходится половина всего пассажиропотока страны, власти, «очевидно, заинтересованы в сохранении флота и других крупных компаний, а не отдельной группы, которая всех не вывезет».

Напомним, в сентябре 2023 года «Уральские авиалинии» и чартерная iFly не смогли вовремя закрыть сделки по страховому урегулированию с иностранными собственниками их самолетов. В июле OFAC, входящий в Минфин США, выдал лизингодателям лицензии, позволяющие провести платежи в иностранных банках, действие которых закончилось в конце сентября. LR

Тэги: авиакомпании, самолеты, лизинг







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх