Санкционный список самолетов в России удвоился

30 августа 2023

Впервые под ограничения попали воздушные суда Smartavia, которые не выполняют международные рейсы с февраля 2022 года

Санкционный список самолетов в России удвоился

Минторг США расширил санкционный список с самолетами, которыми оперируют российские авиакомпании, добавив в него еще 121 борт. Также в перечень попали самолеты нескольких операторов бизнес-авиации, сообщают «Известия».

Речь идет об авиакомпаниях «Меридиан» (один Airbus А320 и три бизнес-джета Gulfstream Aerospace G450), «Северо-Запад» (два Gulfstream – G550 и G650), Premier Avia (один Boeing 737 и джет G650) и RusJet (Airbus A319), следует из обновленного списка подсанкционных самолетов. Он был опубликован в конце августа Бюро промышленности и безопасности минторга США.

Ведомство добавило в перечень и новые самолеты российских магистральных авиакомпаний – всего он пополнился 117 единицами, которые эксплуатируют «Аэрофлот», «Победа», S7 Airlines, Nordwind, Nordstar, «Уральские авиалинии», Utair, «Ямал», Smartavia и другие перевозчики. Машины Smartavia тоже оказались включены в санкционный список впервые.

Всего в ограничительном перечне минторга США теперь числятся 297 самолетов российских авиакомпаний, включая два бизнес-джета предпринимателя Романа Абрамовича. В предыдущем варианте списка (от марта 2023 года) насчитывалось 176 воздушных судов.

Из девяти попавших сейчас под санкции бизнес-джетов, согласно данным сервиса Flightradar, только два самолета «Меридиана» продолжают выполнять рейсы – по России, в Турцию (Стамбул, Даламан, Бодрум) и в Азербайджан (Баку). Еще один Gulfstream не летал с сентября прошлого года, другой – с июня 2023 года.

Самолеты остальных операторов прекратили полеты в конце июля – начале августа: «Гольфстримы» авиакомпании «Северо-Запад», по данным Flightradar, выполнили последние рейсы из Баку и Бодрума в Москву 28 и 30 июля соответственно. Boeing Premier Avia вернулся из Тамчи (Киргизия) 1 августа и больше не летал; Gulfstream G650 этой компании последний рейс выполнил 28 июля (а ранее в июле – несколько полетов в Китай). Информации по Airbus A319 перевозчика RusJet сервис Flightradar не приводит.

На полетах в страны, не поддерживающие санкции, новые ограничения не сильно скажутся, рейсы не прекратятся. Могут обостриться проблемы при техобслуживании, если власти США смогут наладить строгий контроль за исполнением наложенных ограничений, но не более того, уверен исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Юрист адвокатского бюро Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Глеб Бойко добавил, что с момента введения санкций в феврале прошлого года (запрещают российским авиакомпаниям совершать любые полеты на самолетах американского производства) компетентный орган США в области экспортного контроля – Бюро промышленности и безопасности (BIS) – вместе с правоохранительными органами отслеживают нарушения этого запрета. Отсюда и возник список подсанкционных судов.

– В июне 2022 года Штаты запретили осуществлять любые операции, связанные с товарами двойного назначения, в том числе с самолетами и запчастями к ним, с тремя российскими авиакомпаниями – Nordwind, Pobeda и S7. Сделано это было в ответ на выявленные полеты на Boeing этих перевозчиков за границу. Аналогичные приказы позднее выносились и в отношении других российских и белорусских компаний, например Azur Air и Belavia, – объяснил юрист.

Кроме этого, при выявлении полетов за границу на подсанкционных воздушных судах американское законодательство наделяет органы США правом в судебном порядке конфисковать самолеты, как это произошло с джетами Романа Абрамовича.

– Санкции, безусловно, создали проблемы перевозчикам с закупками запчастей – приходится покупать их исключительно из третьих стран. Но, видимо, рынок авиадеталей и техобслуживания самолетов большой и у США не хватает возможностей привлекать к ответственности (и исполнять эти решения) всех лиц, которые фактически нарушают правила экспортного контроля, – констатировал Глеб Бойко.

Руководитель практики авиации и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков полагает, что владельцам внесенных в список самолетов потребуется обсуждать условия их обслуживания за границей с каждым провайдером в отдельности. Также теоретически некоторые аэропорты могут отказаться принять санкционный борт, даже в дружественных юрисдикциях, например, Дубай.

Напомним, антироссийские санкции не нанесли серьезный ущерб российским авиакомпаниям, которые продолжают выполнять полеты на Airbus SE и Boeing Co., констатировали западные аналитики. LR

Тэги: США, авиакомпании, санкции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх