Региональные авиасубсидии «застряли в прошлом»

3 октября 2023

Последний раз их пересматривали в 2013 году

Региональные авиасубсидии «застряли в прошлом»

Авиакомпании хотят ввести ежегодную индексацию субсидий за региональные перевозки, которые не пересчитывались уже десять лет, сообщает «Коммерсантъ».

Замгендиректора по производству S7 Константин Пьянков направит в Росавиацию проект с изменениями к постановлениям Правительства №1242 (рейсы между регионами в обход Москвы) и №215 (между центральными регионами и ДФО, Калининградом и Крымом). Среди предложений, которые частично поддержали другие перевозчики: удвоение максимальной протяженности рейсов, на которых действуют спецтарифы (до 3 тыс. км) и актуализация перечня маршрутов. Об этом

На рейсы в обход Москвы из бюджета выделили почти ₽9 млрд. Согласно данным Минфина, законтрактованный объем по постановлению №1242 в 2023 году, составляет ₽7,3 млрд. Согласно проекту бюджета, в 2024 году субсидия может составить ₽7,3 млрд против запланированных годом ранее ₽8,9 млрд. На рейсы из ДФО и Калининграда изначально закладывали ₽12,3 млрд. В 2024 году субсидии на эти цели могут составить ₽10,3 млрд против запланированных годом ранее ₽12,3 млрд.

Одно из главнейших предложений касается индексации тарифов или размера субсидирования. Их не пересматривали с момента появления программы №1242 в 2013 году. Спустя десять рейс окупается только при загрузке более 85%, добавили в S7 и подтвердили в других компаниях.

Учитывая ежегодный рост расходов, индексацию программы субсидирования «можно признать оправданной», полагают в Red Wings (входит в «Ростех») с оговоркой, что при этом нужно избежать скачка цен для пассажиров. В «Азимуте» поддерживают индексацию только при «увеличении бюджетного финансирования» во избежание сокращения числа маршрутов.

Ежегодное определение «с чистого листа приводит к непредсказуемому перечню маршрутов и распылению финансирования на малочастотные маршруты». В итоге «хронически наблюдается низкое освоение средств, формирующее ложное представление о невостребованности программы». В S7 предложили закреплять субсидируемые маршруты за перевозчиками на несколько лет.

На предложение увеличить протяженность субсидируемых рейсов вдвое, до 3 тыс. км, а вместимость воздушных судов увеличить с максимальных 103 до 164 мест, в «Азимуте» заметили, что поддерживают пункт о протяженности маршрута, но в Red Wings подчеркнули, что цель программы 1242 в первую очередь поддержка именно ближнемагистральных перевозок, которые были бы невозможны без субсидии, «а не способ повысить маржинальность».

В обоих постановлениях S7 предлагает отменить или приостановить приоритет перевозчиков с отечественными самолетами (сейчас регулятор отдает предпочтение тому претенденту на субсидию, кто будет выполнять рейсы на самолете российского производства не старше 14 лет).

– Выбор перевозчика должен исходить из того, какой самолет наиболее коммерчески эффективен на данном маршруте, – говорят в S7.

Глава совета директоров «Азимута» Павел Удод, флот компании которой состоит только из SSJ-100, уверяет, что приоритет российской техники важно сохранить, как и прочие «зарекомендованные временем параметры программы».

В Red Wings добавили, что «именно российские региональные лайнеры лучше всего подходят для выполнения ближнемагастральных рейсов по малозагруженным направлениям».

Авиакомпания «России» ограничились утверждением, что по субсидируемым направлениям летают ВС авиакомпании «как российского, так и западного производства».

Эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает недопустимым отказ от малочастотных рейсов и отмечает, что в дополнительном финансировании особенно нуждаются местные перевозки как наиболее социально значимые и при этом «коммерчески бесперспективные».

В то же время он согласен с тем, что ежегодное переутверждение перечня маршрутов и выбор авиакомпаний мешает развитию регулярного пассажиропотока и осложняет перевозчикам долгосрочное планирование. Направления следует закреплять как минимум на три года, а лучше на пять лет.

Напомним, ранее Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта направила в Минтранс предложения по трем новым мерам поддержки отрасли. LR

Тэги: авиаперевозки, субсидии, меры поддержки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх