Объединенная судостроительная корпорация 12 лет генерировала убытки и вдруг передумала

7 мая 2024

Для сокращения издержек компания готова избавиться от части активов

Объединенная судостроительная корпорация 12 лет генерировала убытки и вдруг передумала

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) подумывает о продаже части активов до 2027 года для сокращения издержек, говорится в презентации. Эта мера может быть включена в стратегию развития корпорации до 2035 года, которую планируется утвердить в этом году, сообщает «РБК».

Предлагается, в частности, ускорить продажу непрофильных активов, сократить «избыточные территории» и продать активы, не имеющие «перспектив долгосрочного развития». О каких верфях, предприятиях и земельных участках идет речь, в презентации ОСК не указано.

К 2027 году предлагается окончательно отказаться от заключения убыточных или не обеспеченных договорными механизмами снятия рисков контрактов, укрупнить общества группы по профильности для снижения накладных расходов на управление, централизовать непроизводственные функции. В долгосрочной перспективе снизить административно-управленческие расходы по группе на 20%.

В 2023 году зафиксирована отрицательная рентабельность по чистой прибыли на уровне минус 11%. Средняя убыточность в 2011-2023 годах составила 17%.

– Глобальные цели, поставленные перед прежним руководством ОСК, фактически не были выполнены: убыточность и зависимость от внешнего финансирования преодолеть не удалось. Ситуация существенно ухудшилась в 2022-2023 годах, когда после введения санкций под ударом оказались крупные гражданские проекты, в первую очередь рыболовные суда, которые после замены оборудования и перепроектирования стали убыточными. При этом по части предприятий наблюдалась положительная динамика, – отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Еще одна проблема – срыв поставок оборудования с длительным циклом производства (более полугода) смежниками. Авторы презентации предлагают отказаться от заключения контрактов при высоких рисках кооперации.

Для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в гражданских судах ОСК требуется в разы нарастить объемы производства. В 2011-2022 годах заводы корпорации поставили заказчикам 201 судно. При этом потребность заказчиков в судах в 2024-2035 годах только согласно консолидированному (консервативному) плану заказов Минпромторга, составленному в марте 2023 года, составит 780 судов. Консолидированный план ведомства, составленный в декабре 2023 года, предполагает потребность уже на уровне 1,4 тыс. судов. А «оптимистичный прогноз», составленный с учетом «трендов и возможного изменения господдержки», насчитывает потребность уже на уровне 2,3 тыс. судов.

Внутренний спрос на продукцию судостроения имеет потенциал кратного роста, связанный с реализацией стратегических задач «заказывающих» отраслей, говорится в презентации.

При этом ОСК за счет организационных реформ сможет в 2024–2035 годах произвести только 350 судов, то есть не покроет потребности даже консервативного прогноза. При условии внедрения «нового технологического уклада» и господдержки на уровне стран – лидеров мирового судостроения корпорация покажет пятикратный рост производства и выйдет на 1 тыс. произведенных судов к концу 2035 года.

Отдельным пунктом в презентации прописана цифровая трансформация бизнеса – от работы с рынком до управления производством. Для этого IT-компания «СиСофт» (CSoft) к ноябрю 2026 года разработает «тяжелый САПР» – программное обеспечение для проектирования и технологической подготовки производства, основанное на информационном моделировании. Модель будет внедрена в 2030 году. РБК направил запрос в «СиСофт».

Планируется полный отказ от бумажного документооборота – выстраивание бизнес-процессов в едином цифровом пространстве, внедрение единой системы отчетности на основе консолидированных данных. Пилотный проект «Безбумажная корпорация» планируется завершить в 2027 году, завершить внедрение – в 2028 году. Единый центр обработки данных и защищенные корпоративные облачные сервисы будут внедрены в 2026 году. Эти меры должны повысить производительность на 20%.

Напомним, на петербургских верфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) используются устаревшие станки, в том числе времен Второй мировой войны, сообщил глава «ВТБ» Андрей Костин, выступая на VII Московском финансовом форуме. LR

Тэги: судостроение, ОСК, стратегия развития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх