Крайними за простой цистерн на железной дороге предложили сделать грузополучателей

3 апреля 2024

Большинство экспертов уверены, что штрафами проблему не решить

Крайними за простой цистерн на железной дороге предложили сделать грузополучателей

Правительство рекомендовало Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) изменить правила торгов так, чтобы штрафы для грузополучателей за простой железнодорожных цистерн выросли до ₽8 тыс. в сутки. Такой величины штрафы могут достигнуть на 11-й день сверхнормативного простоя, пишет «Коммерсантъ».

По словам собеседников «Ъ», вопрос обсуждался на совете секции биржи в первой половине февраля, но решения пока нет. В протоколе также рекомендуется бирже увеличить размер гарантийного обеспечения для покупателей по биржевым договорам с 5% до 15% при железнодорожных отгрузках.

Рост штрафов за сверхнормативные простои не только не решит проблему, но и создаст дополнительные существенные издержки для грузополучателей и риски увеличения стоимости топлива для конечного потребителя, заявил изданию гендиректор топливного трейдера «Уфаойл» Ринат Фаттахов.

– Лишь в 20% случаев простои происходят по вине грузополучателей, а ключевые причины заключаются в ограниченной пропускной способности железнодорожной сети, – считает он.

По его оценкам, для «Уфаойла» за последние два года число простоев уже выросло в шесть раз. Так, в первый-четвертый день сверхнормативного простоя штраф составляет ₽2 тыс. за цистерну, с пятого дня – ₽4 тыс., в среднем это порядка ₽2 тыс. за тонну нефтепродуктов в месяц, а стоимость хранения на нефтебазе значительно ниже – ₽700 в месяц, поэтому «реплики о том, что покупателям выгодно хранить топливо в вагонах, безосновательны».

По оценкам другого источника, «простой под выгрузкой биржевых нефтепродуктов является критичным».

При доле биржевых отгрузок в РФ до 10% от общего числа перевозок нефтепродуктов с января 2023 по март 2024 года доля простоев на выгрузке по биржевым сделкам превысила 50% от всех простоев по выгрузке.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров признает проблему с цистернами, которые идут через биржу: там зачастую мелкие повагонные отправки, малые грузополучатели, трудности с их приемом, а также со специфическими плавающими сроками доставки. В решении о штрафах есть логика, полагает эксперт, поскольку важно, чтобы в условиях нестабильного обеспечения внутреннего рынка топливом «именно биржевая история продолжала развиваться».

Решение проблемы сверхнормативных простоев в первую очередь лежит в области обеспечения ритмичности отгрузок и снижения сроков доставки моторных топлив по железной дороге, выросших в 2023 году почти в два раза, считает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.

– Что же касается штрафов за сверхнормативный простой, то его уплачивать должен тот, кто виноват. Для этого необходимо вернуться к процедуре автоматического заполнения акта общей формы (форма ГУ-23), описывающего все движения цистерны после прихода на станцию назначения, но на сегодняшний день по непонятным причинам такие акты перестали оформляться ОАО «РЖД», – отмечает эксперт.

Александр Новак также поручил ФАС, СПбМТСБ и ОАО «РЖД» проработать вопрос предоставления права поставщику отклонять заявку на поставку нефтепродуктов в случае, если госмонополист сообщит о скоплении вагонов на соответствующей станции назначения.

В ФАС заявили «Ъ», что поручение получили и «концептуально поддерживают инициативу для предотвращения риска затоваривания НПЗ, вследствие чего может снизиться выпуск топлива». Служба считает, что идея может позволить «снизить нагрузку на железнодорожную инфраструктуру и увеличить оборачиваемость и ритмичность поставок нефтепродуктов».

Напомним, российские нефтекомпании за первые пять мартовских дней 2024 года увеличили отгрузки бензина на внутренний рынок почти до 115,6 тыс. тонн в сутки. Экспорт сократился до 0,9 тыс. тонн в сутки. LR

Тэги: топливо, железнодорожные грузоперевозки, штрафы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх