ФАС предложила РЖД забрать вагоны и катиться с ними далеко

27 Октября 2017

Антимонопольная служба назвала крайних в дефиците полувагонов, но эти выводы в пух и прах раскритиковали

ФАС предложила РЖД забрать вагоны и катиться с ними далеко

Глава ФАС Игорь Артемьев прямую ответственность за невывоз щебня, зерна и соли возложил на ОАО «РЖД», пишет «Коммерсантъ» в распоряжении которого есть письмо ведомства в адрес правительства РФ.


Первый упрек в адрес монополии касается высокой стоимости предоставления вагонов грузоотправителям. Если в 2014-2015 годах плата составляла 500 рублей в сутки, то теперь – 1400-1500 рублей в сутки. В купе с индексацией тарифы росли на 15-30% ежегодно, начиная с 2016-го. При этом экономически обоснованный, по мнению Антимонопольной службы, тариф, составляет 800 рублей в сутки.


С расчетами ФАС в корне не согласны в Совете операторов железнодорожного транспорта. По данным СОЖТ, в начале 2017-го сохранялась высокая закредитованность отрасли. При этом содержание вагона обходилось примерно в 355 рублей в сутки. Из-за увеличения стоимости ремонта, в настоящий момент, он обходится в 400-450 рублей в сутки. Ежесуточные расходы на погашение 10-летнего лизинга на покупку вагона – это еще 1200-1300 рублей. В итоге получается 1550-1650 рублей в сутки. Таким образом, расчеты Антимонопольной службы и представителей отрасли значительно отличаются. Причина в том, что ФАС руководствуется оценками шестилетней давности из прейскуранта ОАО «РЖД» на 2010–2011 годы и собственными расчетами, пояснил источник «Ъ» в отрасли. Заниженными подсчеты Антимонопольной службы считают даже в Министерстве экономического развития РФ.


Второй упрек касался дефицита вагонов. Так, господин Артемьев винит РЖД и ее дочернюю компанию ФГК в росте цен на полувагоны. Причина: «они не выполняют задачу по балансированию рынка и сдерживанию цен, но способствуют их росту». При этом ФГК «заморозила» ставки на полувагоны еще в мае 2017-го, сообщили в пресс-службе компании «Ъ». Но рост ставок не повлек за собой адекватного увеличения закупок вагонов, настаивает господин Артемьев. Более того, у монополии якобы отсутствует система прогнозирования баланса парка.


В качестве вывода господин Артемьев предлагает правительству закупить для РЖД, которая в настоящий момент не располагает собственным парком, резервный парк для сезонов пикового спроса. Собственный источник «Ъ» считает данное предложение странным. По сути, ФАС предлагает вернуться к практике, которую сама же ранее назвала «подрывающей конкуренцию».  Другой собеседник «Ъ» указал на явное противоречие в выводах ФАС. Сначала она обвинила РЖД и ФГК в создании дефицита, а затем предложила увеличить парк монополии. В Минэкономики РФ идею создания резервного парка вот так сходу также не готовы принять. Ведь у ФГК уже есть собственный парк, если им обзаведется еще и РЖД, то холдинг займет доминирующее положение на рынке.


Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает позицию антимонопольной «недальновидной». Истинные причины роста ставок и дефицита связаны с запретом продления срока службы вагонов. Арифметика проста: в 2015-2016 годах списали 215 000 вагонов, а закупили всего 58 000 штук.


Напомним, что по данным исследования Института проблем естественных монополий дефицит полувагонов на сети ОАО «РЖД» в октябре этого года составит примерно 16 000 единиц. Однако уже в ноябре показатель сократится до 11 000 полувагонов, а в декабре – до 5000-6000.

Тэги: дефицит полувагонов, РЖД, ФАС





Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх