Бюджет охладел к ледоколам

13 октября 2023

Сокращение финансирования происходит на фоне резкого роста стоимости проектов

Бюджет охладел к ледоколам

В 2024-2026 годах финансирование строительства новых атомных ледоколов может сократиться почти на ₽10 млрд, сообщает «Коммерсантъ».

Выделенные на строительство головного сверхмощного ледокола «Лидер» (120 МВт) средства уменьшатся на ₽5,24 млрд, на строящиеся третий и четвертый серийные ледоколы типа «Арктика» (60 МВт) – на ₽0,56 млрд, на пятый ЛК-60 – на ₽2,36 млрд, на шестой – на ₽1,36 млрд. Финансирование строительства судна атомно-технологического обслуживания (используется для перегрузки топлива) также предлагается снизить на ₽0,91 млрд.

Объем бюджетного финансирования «Лидера» на 2022–2027 годы – ₽99 млрд, третьего и четвертого ЛК на 2022–2026 годы – суммарно ₽16,5 млрд, следует из плана развития Северного морского пути до 2035 года, который был опубликован в августе 2022 года. Стоимость атомно-технологического судна – ₽24,8 млрд, пятого ЛК – ₽56,6 млрд, а шестого – ₽61,3 млрд.

В «Росатоме» отметили, что «строительство ледоколов будет продолжено, сроки реализации проектов регламентированы нормативными правовыми актами Правительства и заключенными госконтрактами», однако не прокомментировали указанные в проекте бюджета цифры.

Пятый и шестой ЛК-60 могут подорожать минимум вдвое от цены госконтракта. Общая стоимость госконтракта на строительство «Лидера» может вырасти на ₽70 млрд, до ₽199,6 млрд, а сроки сдачи судна на судоверфи «Звезда» – сдвинуться на два года. «Атомфлот» заключил госконтракт на строительство «Лидера» в апреле 2020 года, дата окончания работ – декабрь 2027 года.

«Росатом» по результатам технико-экономической экспертизы, проведенной «Центром технологии судостроения и судоремонта», должен был до 30 июня представить в Минпромторг доклад об общем увеличении срока и стоимости строительства «Лидера». Далее изменение условий госконтракта нужно согласовать с Правительством, а «Росатом» обязан направить в правительство предложения о схеме финансирования проекта.

Не исключено, что строительство судов проекта «Лидер» профинансируют из внебюджетных средств. Окупаемость проекта и возврат привлеченных средств планируется обеспечить за счет увеличения спроса и роста эффективности услуг по ледокольной проводке (обеспечение коммерческой скорости и предсказуемости сроков). В этом случае стоимость сервиса по ледокольному обеспечению придется кратно увеличить относительно действующих величин.

Соинвесторами могут выступить компании из числа заинтересованных в ледовой проводке грузоотправителей, которые могут привлечь деньги в российских или иностранных финансовых институтах. Существенно изменять тариф на ледовую проводку – путь более сложный политически, поскольку сейчас стоит задача привлекать на Севморпуть в том числе иностранных судовладельцев, говорит Надежда Малышева из Portnews.

Напомним, ранее глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отметил нехватку флота ледового класса для развития Северного морского пути в Арктике. LR

Тэги: ледоколы, инвестиции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх