Северный широтный ход задерживает недофинансирование

19 июня 2023

Если срок будет перенесен на 2027 год, стоимость может вырасти до 730 млрд рублей

Северный широтный ход задерживает недофинансирование

Строительство железнодорожного Северного широтного хода (СШХ) может быть перенесено на 2027-2031 годы из-за отсутствия источников финансирования, а решение о выделении запрошенных 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на строительство моста через реку Обь (ключевая часть проекта) не принято, сообщает «Коммерсантъ».

В целом проект полностью проработан, и его стоимость при условии начала в 2024 году составит 650 млрд рублей, пишет «Ъ» со ссылкой на направленный Минтрансом в правительство проект доклада президенту.

В инвестпрограмме ОАО «РЖД» на 2023 год и проекте инвестпрограммы на 2024-2026 годы необходимые средства на СШХ не заложены. В связи с этим ОАО «РЖД» предложило перенести проект на 2027-2031 годы, сказано в письме Минтранса.

Источники, знакомые с проектом, подтверждают, что «нет решений по финансированию моста через Обь», но и перенос сроков не утвержден, а Минтранс «был вынужден согласиться с переносом, поскольку нет понимания по источнику средств».

СШХ – проект железнодорожного коридора в Арктике, который должен пропускать 23,9 млн тонн грузов в год. Для этого должна быть развита инфраструктура Северной и Свердловской железных дорог и построена смычка между ними длиной 700 км от Салехарда до Надыма с мостом через Обь. В 2016 году под проект создана концессионная компания ООО «СШХ», которая исходно была подконтрольна крупнейшему на тот момент подрядчику ОАО РЖД «Спецтрансстрою» Юрия Рейльяна, но в итоге перешла в собственность монополии.

В 2018 году правительство подписало распоряжение о заключении с ООО «СШХ» концессионного соглашения. В апреле 2022 года Владимир Путин поручил приступить к строительству СШХ в течение года, адресно обратившись к правительству, ОАО «РЖД» и «Газпрому» как исполнителям. Однако в ноябре 2022 года вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что правительство приостановило этот проект.

Проект СШХ состоит из трех участков. Первый – новый участок Обская-Салехард-Надым, который должен был исходно строиться по концессии (концедент от лица РФ - Росжелдор). Второй и третий - реконструкция примыкающих участков Северной и Свердловской железных дорог за счет ОАО «РЖД» и линии Надым-Пангоды за счет «Газпрома».

По новому варианту проекта участок Обская-Салехард с наиболее капиталоемким объектом - мостом через реку Обь – предложено исключить из концессии и строить в рамках инвестпрограммы ОАО «РЖД» с привлечением средств ФНБ.

Грузовая база, подтвержденная грузоотправителями, обеспечивает окупаемость инвестиций для всех его участников. Готовность финансировать концессию в новой структуре выражают все крупнейшие банки при условии, что мост через Обь будет финансироваться из ФНБ, а также будут определены источники финансирования СШХ в инвестпрограмме ОАО «РЖД».

Как только будут выделены средства из ФНБ, а реконструкция Северной и Свердловской железных дорог будет включена в инвестпрограмму ОАО «РЖД», проект можно начинать: модель полностью проработана, проектно-сметная документация (ПСД) по мосту через Обь прошла госэкспертизу, принципиальные соглашения с банками достигнуты.

Если же проект перенести, то он заметно подорожает, уже разработанная ПСД может потребовать корректировок, а дополнительного маршрута, разгружающего Восточный полигон, еще долго не будет.

В августе 2022 года глава Минпромторга Денис Мантуров отметил, что предварительно одобрено выделение на СШХ 70 млрд рублей из ФНБ, но этого недостаточно, а дополнительные источники финансирования пока не найдены.

Сейчас параллельно реализовывать такие крупные проекты, как модернизация Восточного полигона и строительство СШХ, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, «становится невозможным, нужно расставлять приоритеты». При этом для разгрузки Восточного полигона СШХ «уже не так критичен», с учетом того, что «Элси» строит Тихоокеанскую железную дорогу, а Китай планирует построить железную дорогу Узбекистан-Киргизия-КНР в обход России.

Напомним, в ноябре 2022 года стало известно о том, что Северный широтный ход на Ямале временно приостановили, чтобы реализовать другие приоритетные проекты, в частности, Восточный полигон. LR

Тэги: СШХ, инвестиции, стратегия развития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх