Фонд дал – фонд взял: деньги на строительство БАМа и Центральной кольцевой заблокированы

15 Ноября 2017

РЖД и ГК «Автодор» остались без миллиардов: стройки еще идут, но платить нечем

Фонд дал – фонд взял: деньги на строительство БАМа и Центральной кольцевой заблокированы

После изменения правил предоставления средств из Фонда национального благосостояния России, компании, которым они были выделены, лишились возможности их получить и расплатиться с контрагентами по уже идущим стройкам. Об этом пишет «Коммерсантъ», в распоряжении которого оказались письма ГК «Автодор» и ОАО «РЖД», отправленные еще в сентябре вице-премьеру Аркадию Дворковичу и в Минэкономики.


«Автодор» на средства Фонда национального благосостояния России финансирует строительство Центральной кольцевой автодороги, РЖД – расширение БАМа и Транссиба. В письмах компании критикуют постановление правительства №1008 от 25 августа, вводящее новый порядок мониторинга и контроля реализации инфраструктурных проектов, в которые инвестируются средства ФНБ и целевого их использования.


Некоторые источники «Ъ» в отрасли считают, что деньги из фонда для РЖД утрачены навсегда. А это ни много ни мало 100 млрд рублей в 2017 году и 50 млрд рублей в 2018-м. Изначально договоренность была следующей: средства из ФНБ будут внесены в уставный капитал РЖД в обмен на привилегированные акции. Однако постановление №1008 требует, чтобы компания, которая получает деньги из ФНБ, заключила соглашение об обратном выкупе с Минфином. Таким образом обеспечивается возвратность средств. Однако, РЖД по закону не может выполнить данное требование. Ведь ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» оговаривает, что акции госмонополии ограничены в обороте и могут принадлежать только РФ.


Для ГК «Автодор» действовала другая схема. Возвратность средств ФНБ должна была обеспечиваться за счет покупки банками облигаций компании. В свою очередь ГК инвестировала бы эти деньги в качестве платы концедента. Рассчитываться по облигациям предполагалось за счет дохода от платы за проезд либо, если его недостаточно, за счет госсубсидий. Постановление №1008 такую схему не признает, так как признает целевым расходованием только деньги, использованные для оплаты сырья, материалов, оборудования, комплектующих, работ и услуг. Но «Автодор» финансирует стройку, выплачивая деньги концессионеру, который и является заказчиком работ.


Источник «Ъ» в «Автодоре» сообщил, что было проведено несколько рабочих встреч с участием госкомпании и Минэкономики. Результатов это не дало. После чего Минтранс обратился к Аркадию Дворковичу с просьбой провести согласительное совещание. В аппарате вице-премьера «Ъ» направили в Минэкономики, которое в настоящий момент прорабатывает обращения РЖД и «Автодора».


– Указанное постановление и предусмотренные им изменения в другие акты правительства базировались на замечаниях контролирующих органов применительно к процессу реализации соответствующих проектов, – таким ответом ограничились в министерстве.


Напомним, что инвестиции в БАМ-2 составят 493,2 млрд рублей. При этом 98 млрд рублей вложат в расширение пропускной способности на участке «Артышта-Тайшет». Это позволит увеличить отправку кузнецкого угля в порты Дальнего Востока. Остальные средства направят на развитие инфраструктуры восточнее Тайшета. Освоение инвестиций будет проходить поэтапно в течение пяти лет. За это время будет построено 1 500 км дополнительных путей, два разъезда, а также реконструированы 28 станций, в обход Северомуйского тоннеля. Кроме того, будет необходимо электрифицировать участок Волочаевка-Комсомольск-Ванино и усилить устройства тягового электроснабжения на Транссибе. В результате грузовая база сетей увеличится почти вдвое до 178,7 млн тонн (сейчас – 94 млн тонн).


В Транссиб планируют инвестировать немногим меньше – 330 млрд рублей. За счет этих средств планируется строительство главных путей, тоннелей и обходов на участке «Уссурийск-Находка», а также усиление устройств тягового электроснабжения. Все это позволит увеличить грузовую базу еще примерно на треть, до 208,7 млн тонн.

Тэги: РЖД, Автодор, инвестиции, законодательство, БАМ, Транссиб, Минтранс, Минэкономразвития



Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх