Деньги на малые и крупные аэродромы Минтранс предлагает черпать из разных источников

8 февраля 2024

Бюджет фонда реконструкции может достигать ₽10 млрд ежегодно

Деньги на малые и крупные аэродромы Минтранс предлагает черпать из разных источников

Минтранс прорабатывает новый механизм финансирования реконструкции региональных аэродромов в 2025-2030 годах. Так, источником средств для малых аэродромов может стать новый сбор с авиакомпаний, а крупные аэропорты будут обновляться через государственно–частное партнерство (ГЧП), сообщает «РБК» со ссылкой на собственные источники.

Для финансирования малых аэродромов планируется ввести специализированный сбор в адрес подведомственной Росавиации Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД, провайдер аэронавигационного обслуживания в России) или финансировать фонд реконструкции за счет повышения размера уже существующей платы (тарифа) за аэронавигацию для авиакомпаний.

– В конечном итоге заплатить за реконструкцию придется пассажиру. Но в пересчете на одного пассажира цена билета может вырасти не более чем на 50 рублей, – сказал один из собеседников издания.

Другой источник отметил, что схема будет включать сбор в ГК по ОрВД, но окончательное решение пока не принято.

По словам собеседника в одном из аэропортов, во вторую группу аэродромов войдут 28 более крупных воздушных гаваней, список которых подготовила Росавиация, где управляют частные инвесторы. Для таких аэропортов будет использована схема ГЧП, а часть средств выделена в виде безвозмездного капитального гранта из федерального или регионального бюджета. По словам источника в одном из аэропортов, Минтранс предложил пропорцию, при которой капитальный грант покроет 60% от расходов на проект, а остальные 40% инвестор привлечет сам, взяв кредитные средства.

– Отбивать их планируется частично через повышение аэропортовых сборов с авиакомпаний, частично – через неавиационные доходы, такие как сдача в аренду коммерческих площадей в терминалах и эксплуатация парковок, – поделился собеседник.

На форуме NAIS гендиректор новосибирского аэропорта Толмачево (входит в «Новапорт» группы AEON) Евгений Янкелевич заявил, что в перечень Росавиации на выделение безвозмездного гранта не вошли восемь аэропортов холдинга: Пермь, Владикавказ, Воронеж, Белгород, Элиста, Томск, Барнаул, Кемерово. На реконструкцию аэродромной инфраструктуры этих аэропортов требуется ₽43,45 млрд.

Создание фонда для реконструкции аэродромов сейчас обсуждается, но его параметры еще не определены, сообщил источник в группе «Аэрофлот». Издание направило запросы в Минтранс, ГК по ОрВД, Минфин, аэропортовые холдинги и авиакомпании «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и UTair.

В Росавиации считают комментарии преждевременными, так как механизмы реконструкции аэродромов находятся в проработке. «Конкретные условия и перечень аэродромов, к которым планируется применить механизм ГЧП, еще не утверждены», – сказал представитель регулятора. В январе на совещании у Владимира Путина глава Минтранса Виталий Савельев анонсировал создание фонда. По его словам, из 228 действующих аэродромов 111 подлежат реконструкции и капитальному ремонту до 2030 года. Для этого необходимо ₽383 млрд, часть денег будет привлечена через ГЧП, часть через создание фонда, сказал министр.

Директор центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд полагает, что финансирование реконструкции через фонд может натолкнуться на противодействие Минфина. По его словам, финансовый блок правительства трактует такие инициативы как попытки собрать и использовать налог в обход бюджета и Минфина.

Собеседники РБК рассказали, что министерство не согласовало финансирование всех проектов на ₽383 млрд, поэтому разрабатывает альтернативный вариант. В федеральном бюджете заложено ₽40,2 млрд на реконструкцию аэропортов в 2024 году, ₽5,3 млрд – в 2025-м и ₽9,4 млрд – в 2026 году. В 2023 году на госпрограмму «Развитие региональных аэропортов» (нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры») кабмин потратил ₽47,4 млрд, сообщает исследовательская компания Sherpa Group.

Напомним, по оценкам Минтранса, что до 2030 года требуется отремонтировать 111 аэродромов, для чего необходимо не менее ₽383 млрд. LR

Тэги: аэродромы, инвестиции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх