Российские аэропорты ждут «дешевых денег» с нескорым возвратом

9 ноября 2023

Деньги хотят направить на реконструкцию взлетно-посадочных полос и другой аэродромной инфраструктуры

Российские аэропорты ждут «дешевых денег» с нескорым возвратом

Средства на восстановление и модернизацию аэродромной инфраструктуры в России можно выделить из Фонда национального благосостояния (ФНБ). С такой инициативой выступили холдинги «Новапорт» (включает аэропорты Новосибирска, Калининграда и ряд других) и «Аэропорты регионов» (аэропорты Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Саратова и др.), пишет «Коммерсантъ». Речь идет о предоставлении аэропортам льготных кредитов под 2% сроком на 25–30 лет. Возврат средств предполагается через введения нового сбора с пассажиров на уровне 3-5% от стоимости билета.

Деньги должны пойти на реконструкцию взлетно-посадочных полос и другой принадлежащей государству аэродромной инфраструктуры. До 2022 года за это отвечало подведомственное Росавиации ФГУП АГА(а). Затем основная часть объектов была передана под контроль госзаказчика ФКУ «Ространсмодернизация» Минтранса.

В 2024 году завершается федеральный проект «Развитие региональных аэропортов», стартовавший в 2018 году. В проекте бюджета на 2024 год на него предусмотрено ₽27,4 млрд, на 22% меньше, чем рассчитывали заложить годом ранее (₽35,1 млрд), и на 25% меньше, чем в 2023 году (₽36,4 млрд). Всего, согласно паспорту проекта, из бюджета с 2019 года выделено ₽126,4 млрд. Финансирование на 2025-2026 годы не предусмотрено. Предложение холдингов рассматривается как вариант дальнейшего финансирования аэродромов через государственно-частное партнерство.

В Минтрансе сказали, что «механизмы выделения данных средств еще не утверждены и находятся на обсуждении», но считают «недопустимым перекладывать какие-либо расходы на пассажиров в виде дополнительных сборов».

Для развития инфраструктуры по ряду аэропортов Минтранс прорабатывает привлечение средств регионов, добавили в министерстве. Также рассматриваются «альтернативные источники частного финансирования».

Шереметьево включает в сбор за взлет-посадку для авиакомпаний инвестсоставляющую за концессию аэродрома. Источник «Ъ» в одном из крупных региональных аэропортов уточнил, что с учетом «очевидного будущего сокращения госфинансирования авиаотрасли» растущие расходы «столь же очевидно придется покрыть авиакомпаниям, а издержки перевозчиков – пассажирам».

В Red Wings подчеркнули, что модернизация и поддержание технического состояния аэродромной инфраструктуры – «прерогатива государства».

По сведениям источников в двух крупных компаниях, аэропортовые тарифы уже и так существенно влияют на цену перевозки. Например, на сайте S7 утверждается, что «аэропортовые сборы, все таксы и топливный сбор входят в стоимость билетов».

– Когда бюджетных средств не становится больше, расходы на аэродромные проекты придется переложить на пассажира, будет ли это называться сбором или просто войдет в тариф для перевозчиков, – подтверждает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

С имиджевой точки зрения авиакомпаниям «выгоднее, если сбор выделен отдельной строкой и оплачивается в аэропорту, а не при покупке билета», но это неудобно для пассажира, признает эксперт.

Позицию Минтранса Пантелеев объясняет тем, что рост цен на билеты окажет неизбежное влияние на пассажиропоток, тогда как перед министерством «стоят задачи по повышению мобильности, транспортной доступности и связанности регионов». Реакцией на проблему нехватки бюджетных средств на повсеместное развитие аэродромной инфраструктуры могло бы стать «четкое закрепление правил игры и учет приоритетов государства».

– Стоит прописать, каким минимальным уровнем аэродромной инфраструктуры должен обладать тот или иной город или агломерация, – поясняет эксперт. – Этот уровень будет зависеть от численности населения, близости крупных хабов, развития наземного транспорта. Государство в таком случае будет приоритетно доводить инфраструктуру региональных аэропортов до этого минимального уровня. Если же планы регионов или аэропортовых инвесторов существенно превышают этот минимум, государство сможет поддержать проект предоставлением льготных кредитов или налоговых льгот.

В международной практике приняты аэропортовые сборы в пределах $2-3 c пассажира, отмечает гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев. Однако аналогичный сбор в РФ в эквиваленте до ₽300 не покроет необходимых объемов финансирования реконструкции аэродромов: получающихся при пассажиропотоке в 100 млн человек в год ₽30 млрд будет недостаточно.

Дополнительный сбор в ₽500-1000 или $5-10 с пассажира, что «действительно в теории покрыло бы расходы», отрицательно скажется на пассажиропотоке в регионах, признается Горбачев. Альтернативным источником средств, по его мнению, может стать повышение неавиационных доходов аэропортов от ритейла и общепита. Сейчас в регионах доля дохода аэропортов от коммерции не превышает 20%, тогда как в небольших западных аэропортах обычно составляет более 40%.

Напомним, аэропорт Донецка планируют восстановить к 2028 году. LR

Тэги: аэропорты, инвестиции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх