«Труба зовет»: из экспортных ограничений на топливо могут появиться послабления

4 октября 2023

Решение может быть принято кабмином 4 октября

«Труба зовет»: из экспортных ограничений на топливо могут появиться послабления

Правительство в ближайшее время может ослабить запрет на экспорт нефтепродуктов, выведя из него трубопроводные поставки дизельного топлива, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники. При этом смягчение экспортных ограничений пока не коснется бензина.

Речь идет о поставках по продуктопроводам «Транснефти» «Север» и «Юг», которые обеспечивают три четверти экспорта дизтоплива из России.

Продуктопровод «Север» мощностью 25 млн тонн в год позволяет отгружать дизтопливо с Нижегородского НПЗ ЛУКОЙЛа, Ярославского НПЗ (СП «Газпром нефти» и «Роснефти») и Киришского НПЗ «Сургутнефтегаза» через балтийские порты Приморск и Высоцк. Продуктопровод «Юг» мощностью 4 млн тонн служит для отправки дизтоплива на экспорт с Волгоградского НПЗ ЛУКОЙЛа через порт Новороссийск.

Вопрос открытия экспорта дизтоплива стал актуальным из-за практически полностью исчерпанных мощностей хранения дизтоплива в системе «Транснефти», а перенаправление этих объемов на внутренний рынок невозможно технически. После затоваривания резервуаров НПЗ заводам пришлось бы снижать производство не только дизтоплива, но и других светлых нефтепродуктов, в том числе бензина.

Кабмин разрабатывает механизм квотирования трубопроводного экспорта дизтоплива, чтобы его возобновление в моменте не привело к резкому повышению биржевой стоимости топлива, которая с 21 сентября упала на 25%.

Введенный 21 сентября запрет на экспорт нефтепродуктов планировали продлить до 10 октября. 3 октября стоимость дизтоплива в европейской части РФ на СПбМСТБ снизилась на 7,9%, до около 53,9 тыс. рублей за тонну. Рост стоимости топлива на АЗС стал постепенно замедляться, но пока более чем в два раза опережает темпы инфляции.

Пока правительство не успело утвердить меры по стабилизации цены на топливо после отмены экспортных ограничений. До сих пор не согласована с Минфином корректировка параметров демпфера и не утверждены меры по борьбе с серым экспортом.

Среднемесячный уровень экспорта дизтоплива в январе—августе 2023 года составил 3,3 млн тонн, из которых трубопроводным транспортом без последующей перевалки по железной дороге было отправлено 2,2 млн тонн, или 67% от общего объема экспорта (240 тыс. тонн пришлось на трубопроводно-железнодорожные маршруты, 540 тыс. тонн на железнодорожные, на прочие – 310 тыс. тонн).

Снятие ограничения на трубопроводный экспорт позволит вывезти излишки топлива, которые никогда не будут потреблены в России. С другой стороны, соблюдение ограничений на остальные способы экспорта позволит сохранить российский рынок профицитным по дизтопливу, уведомили в консалтинговой компании «Петромаркет».

Напомним, ранее «Грузавтотранс» направил в Правительство обращение с просьбой ввести в России транспортный демпфер – компенсацию компаниям за сдерживание роста стоимости доставки грузов. Подобные выплаты могли бы компенсировать бизнесу издержки за счет выплат от государства. LR

Тэги: дизтопливо, экспорт, ограничения







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх