Новые СПГ-санкции Евросоюза могут серьезно испортить настроение НОВАТЭКу
16 мая 2024О том, будут ли приняты новые рестрикции, станет известно в конце июня
Обсуждающийся в рамках нового раунда санкций ЕС запрет на перевалку российского СПГ в портах ЕС с реэкспортом в третьи страны может затронуть до 11,8 млн тонн контрактных обязательств завода «Ямал СПГ» НОВАТЭКа, подсчитал «Коммерсантъ».
Большая часть СПГ с проекта законтрактована на базисе FOB на терминалах перегрузки во французском Монтуар-де-Бретань и бельгийском Зебрюгге и в дальнейшем направляется покупателями на другие рынки. Также есть контракты на базисе DES при поставках в Азию и Испанию, эти партии предназначены именно для местного рынка и не требуют перевалки при переходе права собственности на груз. В Зебрюгге, по статистике Kpler, в 2023 году с «Ямал СПГ» было перегружено 4,77 млн тонн, в Монтуаре – 2,57 млн тонн.
Китайская CNPC покупает около 3 млн тонн СПГ с «Ямал СПГ» на условиях DES, но контракт компании предусматривает перевалку в Зебрюгге в основном в зимний период до открытия навигации по Севморпути.
Немецкая SEFE получает с «Ямал СПГ» 2,9 млн тонн в год на FOB в Зебрюгге, а затем перенаправляет их индийской Gail. Французская TotalEnergies получает до 4 млн тонн СПГ в год с завода на условиях FOB в Монтуар-де-Бретани.
Из собственного портфеля НОВАТЭКа форс-мажор может возникнуть по контракту с Shell на 0,9 млн тонн в год, которые передаются на базисе FOB в Монтуар-де-Бретани, а также по контракту TotalEnergies (бывшие объемы Engie) на 1 млн тонн, которые также перегружаются в Монтуар-де-Бретани, хотя по контракту установлен базис DES.
Не попадают под возможные ограничения только контракты «Ямал СПГ» с испанской Naturgy Energy, которая получает до 2,5 млн тонн СПГ в год на условиях DES, а также с трейдером Gunvor, покупающим из портфеля НОВАТЭКа по 0,5 млн тонн СПГ в год.
В теории покупатели могут согласиться получать грузы НОВАТЭКа в Европе на условиях DES и увеличить объемы торгов на спотовом рынке.
Если использовать этот вариант не получится, у НОВАТЭКа есть возможность вывоза СПГ за счет перемещения точки перевалки с Зебрюгге, например, в незамерзающие воды возле Мурманска на условиях FOB, что может быть интересно в основном покупателям из Азии. Тогда транспортное плечо для танкеров Arc7 сократится, но это, скорее всего, потребует перезаключения долгосрочных контрактов, что изменит их стоимость.
Летом навигация СПГ идет в Азию на восток через Берингов пролив, зимой движение по восточной части Севморпути из-за льда невозможно или происходит в ограниченный период с небольшой скоростью в сопровождении ледоколов.
Politico 14 мая со ссылкой на источники написало, что в ходе дискуссии на уровне послов стран ЕС Венгрия выразила настороженное отношение к этой инициативе, но и не выступила открыто против. По данным издания, венгерский представитель заявил, что страна заблокирует любые ограничения, которые могут привести к росту цен на энергоресурсы. Источники Politico сообщили, что ФРГ, Франция, Италия и Испания также запросили дополнительную информацию о санкциях. Франция, Бельгия и Испания сейчас выступают крупнейшими покупателями ямальского СПГ, на долю Европы в продажах СПГ-завода приходится более 80%.
Глава TotalEnergies Патрик Пуянне заявил, что мера может привести к росту цен в ЕС: «Если Европа наложит санкции на СПГ, то цены на газ быстро и сильно подскочат, но мы только получим выгоду от этого… потому что мы не получаем дивиденды с "Ямал СПГ" с 2023 года».
По его мнению, санкции против российского СПГ, скорее всего, не будут введены до 2027 года, пока на мировой рынок не выйдут новые объемы СПГ.
В противном случае TotalEnergies объявит форс-мажор по некоторым контрактам, связанным с поставками с «Ямал СПГ». По его словам, у компании есть два контракта на поставки СПГ для Европы и один для Азии, на который компании «надо посмотреть внимательнее».
Отменив запрет на импорт СПГ из России, но стремясь ограничить перевалку, Европа напрямую способствует тому, чтобы партии с «Ямал СПГ» оставались на континенте, полагает Виктор Катона из Kpler. Условия двустороннего контракта, в том числе их пересмотр, – вопрос переговоров между НОВАТЭКом и партнерами, поэтому препятствий в плане прямых поставок в Европу новый пакет санкции не создает.
Самое большое ограничение, говорит эксперт, будет действовать для китайской CNPC, так как этот контракт до 2038 года сопряжен с наибольшим количеством перевалок, чтобы сохранить поток СПГ в 3 млн тонн в год. Скорее всего НОВАТЭК изменит условия контракта, и китайские покупатели будут делать региональные свопы.
Значительная часть поставок с «Ямал СПГ» завязана на европейские компании, поэтому любые ограничения бьют в первую очередь именно по этим компаниям, что в том числе объясняет отсутствие санкций на российский СПГ в течение длительного времени, уточняет независимый эксперт Александр Собко.
В случае введения запрета на перевалку в непростой ситуации находится контракт SEFE с индийским импортером, но и здесь возможны варианты. Например, указывает эксперт, SEFE как трейдер при желании мог бы покупать этот СПГ для европейского рынка, одновременно для закрытия своих обязательств перед Gail приобретая аналогичные объемы СПГ в других регионах.
Напомним, ранее Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций, которые в основном затронут импорт сжиженного природного газа (СПГ) из РФ. LR
История вопроса
Новые «газовые санкции» не найдут широкой поддержки в ЕС
Тормозы газовых «магистралей»
«Ямал СПГ» на 50,1% принадлежит НОВАТЭКу, 20% владеет TotalEnergies, 20% – CNPC и 9,9% – Фонд Шелкового пути. При общей мощности завода в 16,5 млн тонн около 14,9 млн тонн продаются по долгосрочным контрактам, остальные уходят на спот. Для вывоза грузов с «Ямал СПГ» НОВАТЭК использует 15 ледовых танкеров класса Arc7, которые перегружают СПГ в Европе на обычные танкеры.Новые «газовые санкции» не найдут широкой поддержки в ЕС
Тормозы газовых «магистралей»
Большая часть СПГ с проекта законтрактована на базисе FOB на терминалах перегрузки во французском Монтуар-де-Бретань и бельгийском Зебрюгге и в дальнейшем направляется покупателями на другие рынки. Также есть контракты на базисе DES при поставках в Азию и Испанию, эти партии предназначены именно для местного рынка и не требуют перевалки при переходе права собственности на груз. В Зебрюгге, по статистике Kpler, в 2023 году с «Ямал СПГ» было перегружено 4,77 млн тонн, в Монтуаре – 2,57 млн тонн.
Китайская CNPC покупает около 3 млн тонн СПГ с «Ямал СПГ» на условиях DES, но контракт компании предусматривает перевалку в Зебрюгге в основном в зимний период до открытия навигации по Севморпути.
Немецкая SEFE получает с «Ямал СПГ» 2,9 млн тонн в год на FOB в Зебрюгге, а затем перенаправляет их индийской Gail. Французская TotalEnergies получает до 4 млн тонн СПГ в год с завода на условиях FOB в Монтуар-де-Бретани.
Из собственного портфеля НОВАТЭКа форс-мажор может возникнуть по контракту с Shell на 0,9 млн тонн в год, которые передаются на базисе FOB в Монтуар-де-Бретани, а также по контракту TotalEnergies (бывшие объемы Engie) на 1 млн тонн, которые также перегружаются в Монтуар-де-Бретани, хотя по контракту установлен базис DES.
Не попадают под возможные ограничения только контракты «Ямал СПГ» с испанской Naturgy Energy, которая получает до 2,5 млн тонн СПГ в год на условиях DES, а также с трейдером Gunvor, покупающим из портфеля НОВАТЭКа по 0,5 млн тонн СПГ в год.
В теории покупатели могут согласиться получать грузы НОВАТЭКа в Европе на условиях DES и увеличить объемы торгов на спотовом рынке.
Если использовать этот вариант не получится, у НОВАТЭКа есть возможность вывоза СПГ за счет перемещения точки перевалки с Зебрюгге, например, в незамерзающие воды возле Мурманска на условиях FOB, что может быть интересно в основном покупателям из Азии. Тогда транспортное плечо для танкеров Arc7 сократится, но это, скорее всего, потребует перезаключения долгосрочных контрактов, что изменит их стоимость.
Летом навигация СПГ идет в Азию на восток через Берингов пролив, зимой движение по восточной части Севморпути из-за льда невозможно или происходит в ограниченный период с небольшой скоростью в сопровождении ледоколов.
Politico 14 мая со ссылкой на источники написало, что в ходе дискуссии на уровне послов стран ЕС Венгрия выразила настороженное отношение к этой инициативе, но и не выступила открыто против. По данным издания, венгерский представитель заявил, что страна заблокирует любые ограничения, которые могут привести к росту цен на энергоресурсы. Источники Politico сообщили, что ФРГ, Франция, Италия и Испания также запросили дополнительную информацию о санкциях. Франция, Бельгия и Испания сейчас выступают крупнейшими покупателями ямальского СПГ, на долю Европы в продажах СПГ-завода приходится более 80%.
Глава TotalEnergies Патрик Пуянне заявил, что мера может привести к росту цен в ЕС: «Если Европа наложит санкции на СПГ, то цены на газ быстро и сильно подскочат, но мы только получим выгоду от этого… потому что мы не получаем дивиденды с "Ямал СПГ" с 2023 года».
По его мнению, санкции против российского СПГ, скорее всего, не будут введены до 2027 года, пока на мировой рынок не выйдут новые объемы СПГ.
В противном случае TotalEnergies объявит форс-мажор по некоторым контрактам, связанным с поставками с «Ямал СПГ». По его словам, у компании есть два контракта на поставки СПГ для Европы и один для Азии, на который компании «надо посмотреть внимательнее».
Отменив запрет на импорт СПГ из России, но стремясь ограничить перевалку, Европа напрямую способствует тому, чтобы партии с «Ямал СПГ» оставались на континенте, полагает Виктор Катона из Kpler. Условия двустороннего контракта, в том числе их пересмотр, – вопрос переговоров между НОВАТЭКом и партнерами, поэтому препятствий в плане прямых поставок в Европу новый пакет санкции не создает.
Самое большое ограничение, говорит эксперт, будет действовать для китайской CNPC, так как этот контракт до 2038 года сопряжен с наибольшим количеством перевалок, чтобы сохранить поток СПГ в 3 млн тонн в год. Скорее всего НОВАТЭК изменит условия контракта, и китайские покупатели будут делать региональные свопы.
Значительная часть поставок с «Ямал СПГ» завязана на европейские компании, поэтому любые ограничения бьют в первую очередь именно по этим компаниям, что в том числе объясняет отсутствие санкций на российский СПГ в течение длительного времени, уточняет независимый эксперт Александр Собко.
В случае введения запрета на перевалку в непростой ситуации находится контракт SEFE с индийским импортером, но и здесь возможны варианты. Например, указывает эксперт, SEFE как трейдер при желании мог бы покупать этот СПГ для европейского рынка, одновременно для закрытия своих обязательств перед Gail приобретая аналогичные объемы СПГ в других регионах.
Напомним, ранее Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций, которые в основном затронут импорт сжиженного природного газа (СПГ) из РФ. LR
Тэги: ЕС, санкции
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики
- 08.11.2024 Литва переходит на «ручные досмотры»
- 07.11.2024 В декларации для товаров электронной торговли будет 15 граф
- 07.11.2024 В Таджикистане появится российский промпарк