Судоремонтным предприятиям посулили нулевой НДС, до которого как «до звезды»

8 декабря 2023

Бизнес предложил расширить срок инвестсоглашений до 15 лет и уменьшить долю инвестиций

Судоремонтным предприятиям посулили нулевой НДС, до которого как «до звезды»

Руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин обратился в Минпромторг и Минфин с просьбой рассмотреть предложения комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре о доработке приказа Минпромторга об условиях применения к судоремонтным предприятиям нулевой ставки НДС, пишет «Коммерсантъ».

В июне был принят закон, освобождающий судоремонт от НДС, воспользоваться которым могут только предприятия, которые до 31 декабря 2024 года заключат с Минпромторгом и Минфином инвестиционное соглашение на 7 лет с обязательством инвестировать в свое развитие 20% от выручки. В августе Минпромторг издал приказ о порядке заключения инвестсоглашения.

В 2022 году в России работали 40 крупных, 128 малых и более 500 микропредприятий, специализировавшихся только на судоремонте, и 48 крупных, 91 малое и порядка 370 микропредприятий, оказывающих услуги по судоремонту в числе прочих услуг. Совокупная выручка от ремонта и техобслуживания судов и лодок по РФ составила около ₽124 млрд, при этом объем рынка с 2021 года снижается.

Российский рыболовный флот насчитывает около 1,5 тыс. судов, внутри страны в основном ремонтируют малотоннажные сейнеры, отмечает глава комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, президент ВАРПЭ Герман Зверев. В сегментах средне– и крупнотоннажных, а также транспортных судов услугами отечественных судоремонтных верфей пользуется менее половины рыбопромышленников.

По словам Зверева, участники заседания комиссии «обратили внимание на отсутствие правовой определенности условий инвестиционных соглашений, слишком короткий срок решения по их заключению (один год), а также недостаточный для окупаемости инвестиций срок их действия (семь лет)». Комиссия предложила дать возможность заключать соглашение после конца 2024 года, в том числе предприятиям, работающим на рынке менее трех лет, а срок действия соглашений увеличить до 15 лет.

– Кроме того, мы предлагаем расширить перечень мероприятий, на которые могут быть направлены инвестиции, например, на обучение персонала, погашение займов и кредитов на пополнение оборотных средств, закупку программного обеспечения, внедрение технологий и др. В общей сложности пакет содержит девять предложений, – констатирует президент ВАРПЭ.

Председатель совета директоров «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов вспомнил, что рынку на данный момент известно об одной поступившей заявке, которая была направлена на доработку. Срок заключения инвестсоглашений ограничен октябрем 2024 года, поскольку приказ требует подать все необходимые документы за 45 дней. Такие сроки и отсутствие возможности заключения после 2024 года могут привести к ограничению конкуренции: например, госзаказчик объявит тендер, в котором условием обозначит нулевой НДС, и получится, что участвовать смогут только те компании, которые успели подать на инвестсоглашение до октября 2024 года.

Нужно расширить список допустимых по инвестсоглашению расходов, полагают эксперты, хотя объекты капитального строительства легче администрировать, залог успеха — в прочных производственных связях и создании ремонтных кластеров. В судоремонтной отрасли береговые сооружения традиционно находятся на балансе управляющей компании, а верфи, которые непосредственно выполняют работы, арендуют их на долгосрочной основе, поэтому необходимо предусмотреть возможность вложений в инфраструктуру в долгосрочной аренде. Росрыболовство в рамках инвестквот на рыбопромышленные суда закладывало срок окупаемости в десять лет.

– Для заказчиков-судовладельцев нулевая ставка по услугам судоремонтного предприятия — это скорее минус, они теряют возможность зачета «входящего» НДС, – говорит президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев и подчеркивает, что все основные статьи затрат рыбаков, кроме оплаты труда, облагаются НДС.

В Минпромторге заверили, что изменить условия обнуления НДС можно только после внесения поправок в закон. Целесообразно «рассматривать возможность корректировки ведомственных актов и ФЗ после начала реализации нескольких инвестсоглашений в целях объективного анализа необходимости таких корректировок».

Напомним, нулевой НДС действителен для ремонта в РФ морских судов, судов река-море и судов внутреннего плавания, но распространяется только на техобслуживание и на незначительные работы по ремонту судов, не выводимых из эксплуатации в целях ремонта. Для ремонта в доках и на судоверфях, а также в отношении судов, не выведенных из эксплуатации и стоящих у причалов верфей, а не портов, применяется ставка НДС в 20%. LR

Тэги: НДС, РСПП







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх