Сертификация российских беспилотников выбилась из сроков

22 декабря 2023

К осени необходимые документы должны были получить десять типов гражданских дронов

Сертификация российских беспилотников выбилась из сроков

Росавиация утвердила новый график сертификации российских беспилотных авиационных систем (БАС), включенных в гражданский госзаказ. Большая часть дронов должна быть сертифицирована в 2024-2025 годах, сообщает «РБК» со ссылкой на источник, близкий к разработчикам, и собеседника в Правительстве.

В декабре 2022 года президент Владимир Путин поручил Росавиации сертифицировать не менее десяти типов БАС до сентября 2023 года. Такие сроки, в частности, озвучивала начальник управления сертификации агентства Наталья Кириллова, но в сентябре сроки были скорректированы – до конца года. Проблема заключается в неготовности разработчиков предоставлять документацию, объяснил источник издания в аппарате Правительства.

– На сегодня у нас имеются 14 заявок на получение сертификата типа от десяти производителей. Основным барьером мы видим высокую стоимость и сроки реализации сертификации, – отметил, выступая на одной из сессий форума «Цифровая транспортация», глава Росавиации Дмитрий Ядров.

Деньги (около ₽100 млн), заложенные в нацпроект и предусмотренные на снижение стоимости сертификации, будут доведены до разработчиков только в следующем году – во втором или третьем квартале, добавил он.

При этом Росавиация совместно с госкорпорацией «Росатом» сейчас пересматривает сам подход к сертификации, чтобы исключить «задвоение некоторых процедур, что позволит сократить сроки до шести месяцев, тогда как первый сертифицированный в России в конце 2022 года беспилотник БАС-200 сертифицировался полтора года».

Этот процесс обошелся разработчику как минимум в ₽280 млн, если не считать его собственных расходов, рассказывал Владимир Маркин, разработчик дрона, директор программы «Беспилотные вертолеты» Национального центра вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова (входят в состав «Вертолетов России»).

Те десять производителей БАС, которые подали заявки, получат необходимое количество сертификатов летной годности на основании акта оценки. На 2024 год Минпром заявлял цифры порядка 11,5 тыс. беспилотников.

– Безусловно, в рамках сертификации типа это будет просто недостижимый показатель. Поэтому мы даем дополнительную возможность на основании акта оценки реализовывать этот подход, – заявил Ядров.

– К сожалению, первоначальные планы организаций, заявивших о желании заниматься производством БАС, нашедшие отражение в поручении президента от декабря 2022 года, сдвинулись по срокам из-за причин, не зависящих от Росавиации. Эти причины обусловлены скорее задачами по необходимому импортозамещению компонентов БАС, совершенствованию летно-технических характеристик или коммерческими планами заявителей, – сообщил замглавы Росавиации Андрей Добряков.

Например, некоторые заявители пока не определились или отложили запуск серийного производства своих изделий, ограничившись единичным производством, для которого сертификат типа не требуется.

Согласно графику всего в госзаказе будет участвовать 24 модели российских БАС. Из них только по 14 моделям от шести компаний-изготовителей расписан график сертификации. В декабре этого года все же планируется выдать сертификат «Ориону» (разработчик «Кронштадт»).

В 2024 году планируется завершить сертификацию еще по десяти моделям беспилотников компаний «Транспорт будущего» (группа «Эфко»), «Аэромакс» (АФК «Система»), КБ «Русь», «Индустриальные дроны» и «Эколибри». В 2025 году документы получат еще три модели.

«Радар ММС» (чьи тяжелые вертолеты летают на Восточно-Мессояхском месторождении «Газпромнефти» на Ямале) и «Агримакс Аэро» (разработчик систем для сельхозугодий) не планируют получать сертификат типа, говорится в материалах Росавиации. Еще ряд разработчиков не предоставили данных в ведомство – это компании «Ирбис Скай Тех», «ВР-Технологии» (СП «Вертолетов России» и фонда развития обороны и безопасности ОАЭ Tawazun, разрабатывает беспилотник VRT300), «Летающие машины Тюринга» (разрабатывают беспилотник самолетно-мультироторного вида с вертикальным взлетом и посадкой для грузоперевозок) и «Т1.Аэро» (входит в многопрофильный холдинг Т1).

– Ключевая проблема сертификации БАС заключается в абсолютно не приспособленных под беспилотники требованиях Росавиации. В Федеральные авиационные требования по сертификации авиатехники добавили после запятой аббревиатуру БАС и на этом успокоились, – утверждает эксперт НТИ «Аэронет» Павел Камнев.

Часть разработчиков теперь пойдут по процедуре декларативного метода подтверждения соответствия требованиям – это вряд ли ускорит процесс, но снизит затраты, освободив разработчиков от выпуска нескольких бортов или их отдельных систем для проведения испытаний, объясняет Камнев. Такой метод предполагает отказ от летных и иных испытаний и их замену на подтверждение характеристик дронов бумажной экспертизой.

Но такой подход подойдет не всем. Например, «Эколибри» создает конвертоплан для доставки грузов массой 20-25 кг.

– Мы не планируем применять декларативный метод доказательств, предназначенный прежде всего для агродронов. Наши беспилотники создаются инженерами–конструкторами из большой авиации, и в целом мы идем по классическому пути сертификации, хотя приветствуем любые инициативы, связанные со снижением административных барьеров, – отметил главный конструктор компании Леонид Фирсов.

Сергей Гусев, гендиректор еще одного разработчика БАС, компании «Клеверкоптер», отмечает, что изготовители на стартовом этапе развития рынка дронов хотят оставаться гибкими. Сертификация типа предполагает законченность конструкции БАС, и любые изменения в дальнейшем было бы внести сложно.

Вторая причина промедлений в том, что кабмин начнет выделять деньги на компенсацию расходов только с 2024 года. Подтвердить безопасность дронов на основании акта оценки действительно будет проще, так как в этом случае сертифицируется конкретная единица БАС, а не тип, но серию типовых БАС нельзя будет потом сертифицировать по акту, «поэтому при заказе на пять–десять и более типовых БАС изготовителю придется получить сертификат типа», отмечает эксперт.

Авиаэксперт, основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков приветствует использование декларативного метода: «Это один из элементов риск–ориентированного подхода, который уже несколько лет используется в Европе. Его суть сводится к установлению жестких эксплуатационных ограничений для БАС (например, максимальной высоты полета не выше 10 метров для агродронов). Доказательством соответствия при сертификации же является эксплуатационная документация».

Напомним, Минпромторг подготовил правила формирования единого реестра производителей и разработчиков беспилотных авиационных систем, который должен вступить в силу с января 2024 года. LR

Тэги: дроны, Росавиация







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх