В Российских портах могут разрешить всю таблицу Менделеева

30 августа 2023

Сейчас взрывоопасные удобрения и прочие опасные химические грузы складировать в морских гаванях не разрешается

В Российских портах могут разрешить всю таблицу Менделеева

Минпромторг предлагает разрешить хранение в российских морских портах аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия. Согласно Водному кодексу РФ запрещено размещать в морских портах взрывоопасные удобрения и прочие опасные химические грузы, сообщает «РБК».

Законопроект, разработанный и внесенный в правительство Минпромторгом рассматривался на правкомиссии по законопроектной деятельности. Как правило, затем проекты рассматриваются на заседании всего правительства, после чего вносятся в Госдуму.

Предложенные поправки в закон об экологической экспертизе, закон об охране окружающей среды, Градостроительный кодекс и Водный кодекс выводят аммиак, аммиачную селитру, нитрат калия (также известный, как калиевая селитра) и метанол из-под запрета на размещение в водоохранных зонах в морских портах. Такие химикаты можно будет размещать в специализированных хранилищах на территории морских портов, но за пределами границ прибрежных защитных полос.

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров, ширина прибрежной защитной полосы – от 30 до 50 метров в зависимости от уклона берега.

– Данное ограничение [на размещение хранилищ опасных веществ в пределах водоохранной зоны] не позволяет строить специализированные комплексы для перевалки в морской транспорт вышеуказанных грузов в морских портах, – отмечает Минпромторг в пояснительной записке к законопроекту.

Как следует из поправок, перечень портов, где будет допускаться размещение спецтерминалов, будет утверждаться отдельным распоряжением правительства.

Поправки также относят проектную документацию по таким спецхранилищам аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня, то есть для реализации таких проектов будет необходимо положительное заключение госэкспертизы.

Другая корректировка предложена для закона об охране окружающей среды в части введения формулировки о том, что при эксплуатации и размещении таких портовых спецхранилищ должны соблюдаться требования, исключающие причинение вреда здоровью человека и экологии.

В сопроводительных материалах к поправкам отмечается, что законопроект подготовлен во исполнение «дорожной карты» по развитию портовых мощностей для перевалки опасных жидких, сухих и неопасных сухих минеральных удобрений, аммиака и метанола, утвержденной первым вице-премьером Андреем Белоусовым в марте 2023 года. Этот документ не публиковался.

Законопроект направлен на «обеспечение экономической безопасности и устойчивого развития [российской] экономики в условиях беспрецедентных санкционных ограничений, геополитической нестабильности, а также на создание условий для строительства необходимой логистической инфраструктуры», указывает Минпромторг в пояснительной записке.

– С марта 2022 года прекращен экспорт аммиака из Российской Федерации в связи с закрытием доступа российским химическим предприятиям к специализированным терминалам в морских портах Прибалтики из-за введенных в отношении Российской Федерации санкций. Под запретом на экспортный транзит через морские порты Финляндии находятся российский аммиак и метанол, – проинформировали пресс-службе Минпромторга.

Дефицит портовых мощностей для перевалки опасных химических грузов в сложившейся ситуации составляет порядка 6 млн тонн, говорится в пояснительной записке.

В этой связи «требуется срочное строительство специализированных терминалов», для чего нужно снять действующие регуляторные ограничения. С точки зрения Минпромторга, отсутствие таких ограничений – «общемировая практика».

Министерство рассчитывает, что после принятия законопроекта будут заключены долгосрочные инвестиционные соглашения (в том числе на принципах ГЧП) по строительству в российских портах специализированных хранилищ для аммиачной селитры, метанола и т.д. В Минпромторге утверждают, что принятие законопроекта позволит привлечь дополнительные инвестиции в химическую отрасль и запустить производства, остановленные в связи с возникшими логистическими трудностями.

Хранение таких веществ, как аммиачная селитра, метанол, аммиак и нитрат калия, связано с большими экологическими рисками, однако современные технологии позволяют их минимизировать, говорит эксперт Института экологии НИУ ВШЭ Ирина Тельнова.

Одним из крупнейших стал взрыв 2,75 тыс. тонн аммиачной селитры в Бейруте 4 августа 2020 года. Перевозившее вещество из Грузии в Мозамбик судно Rhosus, ходившее под флагом Молдавии, в 2013 году зашло в порт Бейрута из–за неисправности. Конфискованная селитра хранилась на складе в порту, ее собирались утилизировать. По версии ливанских властей, взрыв произошел из-за сварочных работ, когда сотрудники порта решили заделать отверстия на складе. В результате мощного взрыва погибли не менее 190 человек, более 6 тыс. получили ранения. Власти города оценили ущерб от взрыва в $15 млрд.

Ранее кабмин определил список портов, через которые разрешено экспортировать удобрения: Большой порт Санкт-Петербурга, порты Выборг, Усть–Луга, Владивосток, Восточный, Мурманск, Новороссийск, Находка, Калининград, Туапсе, Кавказ, Ростов-на-Дону, Темрюк.

Для перевалки опасных грузов не подходят порты, расположенные в городах с большой численностью населения и близостью жилья, как Новороссийск, но подходят порты Усть-Луга и Тамань.

Напомним, на российских верфях планируют строить морские суда, работающие на метаноле. Соответствующее соглашение о намерениях было подписано в рамках Восточного экономического форума. Проект будет реализован при участии Минвостокразвития, ВТБ, корпорации ВЭБ.РФ и группы компаний ЕСН (крупный производитель метанола). LR

Тэги: морские порты, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх