Реформа контроля и надзора окончательно запуталась

26 февраля 2024

Бизнес и Правительство пока не могут найти общий язык

Реформа контроля и надзора окончательно запуталась

Реформа контроля и надзора идет в РФ с 2018 года. Главный ее принцип – прозрачность контрольно-надзорных отношений и уход от ситуаций, когда контролирующие инстанции сами регулируют свою административную нагрузку на бизнес, пишет «Коммерсантъ».

Однако в опубликованном на regulation.gov.ru проекте постановления, подготовленном Ростехнадзором, этот принцип оказался нарушен. Предполагается, что служба будет совмещать контрольно-надзорные полномочия и расчет административной нагрузки на организации в области промбезопасности.

С 2019 года оценкой давления в этой области, согласно пояснительной записке, занимался Аналитический центр (АЦ) при правительстве. Однако АЦ еще в конце 2021 года предложил Ростехнадзору инициировать поправки к подзаконной базе. Позицию АЦ поддержал аппарат правительства в письме от 17 ноября 2022 года.

В Аналитическом центре расчетами занимались в рамках федпроекта «Цифровое госуправление» и госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», но сегодня эти мероприятия исключены из программных документов как исполненные и неактуальные.

Из-за концентрации в одном ведомстве полномочий по контролю и оценке давления инспекторов на контролируемых лиц возникает конфликт интересов.

В аппарате Дмитрия Григоренко отмечают, что передача Ростехнадзору оценки – исполнение действующего указа президента о промбезопасности, подписанного еще во времена кураторства над КНД Михаила Абызова, и при наличии формального конфликта интересов в реальности используются альтернативные системы оценки давления на бизнес.

- В соответствии с указом президента рассчитывается уровень административной нагрузки на бизнес в области промышленной безопасности. Решение о передаче данной функции от Аналитического центра является техническим и на оценку деятельности контролеров и хода реформы не влияет,– утверждают в Белом доме: альтернативные оценки уровня данной нагрузки проводятся на площадках ЦСР, АСИ, ВШЭ и Минэкономики и «позволяют получить независимый взгляд на работу надзорных органов, результаты реформы и принимать решения о дальнейших шагах.

Ростехнадзор «на текущем этапе не усматривает конфликта интересов», «планируя в новой методике расчета показателя ориентироваться на объективные данные о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также информацию, получаемую от органов общественного контроля и профессиональных объединений», заявили «Ъ» в службе.

Бизнес, однако, в оценках происходящего расходится – и в деловых объединениях риски конфликта интересов в ситуации видят.

В любой ситуации «самоконтроля» и «самооценки» возникают риски, говорит ответственный секретарь экспертного центра «Деловой России» по КНД Денис Домашнев. С ним согласна и первый вице-президент «Опоры России» Марина Блудян. «Проблема в том, что данных для расчета этого показателя нет ни у кого, кроме Ростехнадзора, в том числе и у АЦ», указывает эксперт. По ее словам, бизнесу придется «брать ситуацию в свои руки» и инициативно рассматривать темы по промбезопасности в профильной рабочей группе действующей «регуляторной гильотины», такой опыт уже есть в сфере пожарной безопасности.

Представители деловых объединений разошлись в оценке серьезности проблемы самоконтроля надзорных органов – нынешние ее проявления они считают формальными и не влияющими на ситуацию, но в принципе риски в таком положении вещей видят.

Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин объясняет, что и до сих пор АЦ собирал данные для расчета показателя через анкетирование организаций по методике Ростехнадзора – и раз в год передавал их этому же ведомству, поэтому существенных изменений не предвидится.

По данным ТПП, Ростехнадзор за последние годы сократил количество контрольно-надзорных мероприятий и штрафов, которые заменили предупреждения.

– Сами предприятия обращаются в Ростехнадзор за проведением профилактических мероприятий, что способствует снижению аварийности и повышению уровня безопасности на производстве, – отмечает Катырин.

– Мы каждый год делаем свой индекс админдавления. Наши показатели основаны на статистике КНД и в сумме с проведенными АСИ опросами по вопросам КНД входят в национальный рейтинг инвестклимата. Кроме того, Центр стратегических разработок недавно представил свою новую методику по оценке издержек для бизнеса на проведение проверок. Во всех инструментах оценивается и Ростехнадзор. Так что инструментов хватает, и в данном случае речь идет о техническом исключении. Мы ожидаем, что в будущем показатели административной нагрузки будут рассчитываться по данным единой информационной системы КНД, – говорит глава экспертного центра при бизнес-омбудсмене Антон Свириденко, соглашаясь при этом, что, «безусловно, оценка нагрузки желательно, чтобы проводилась не тем органом, который осуществляет контроль и надзор».

– При оценке фактического воздействия именно органы-регуляторы готовят доклад по оценке нагрузки на бизнес и предложения по улучшению ситуации. Понятно, что это не лучшее решение, и самооценку госорганов в рамках подобных процедур необходимо сводить к минимуму, – отмечает Денис Домашнев.

Напомним, переход контрольно-надзорной деятельности на риск-ориентированный подход приведет к еще большему сокращению числа проверок бизнеса, заявлял ранее руководитель аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко. LR

Тэги: бизнес, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх