Правила получения субсидий для быстрых электрозаправок снова хотят переписать

22 февраля 2024

Поводом для корректировок стал вопрос стандарта разъема

Правила получения субсидий для быстрых электрозаправок снова хотят переписать

Правительство вновь решило пересмотреть приказ Минпромторга №1776, который определяет требования к субсидируемым станциям быстрой зарядки электромобилей. Исторически электромобили имеют разные типы коннекторов для зарядки от станции: наиболее распространенным в мире является европейский стандарт CCS2, в Китае – GB/T, в Японии – CHAdeMO. Последний ставился на ранние модели, в том числе Nissan Leaf, и сейчас пользуется меньшей популярностью, пишет «Коммерсантъ».

В текущей редакции приказа требуется оснащать станцию тремя коннекторами, где обязательными являются один с разъемом GB/T и один – с CCS2 или CHAdeMO на выбор. Обязательными будут только коннекторы с CCS2 и GB/T, а третий разъем оператор определит самостоятельно.

– Вносимые изменения направлены на оптимизацию вариантов комплектации зарядной станции в соответствии с текущей конъюнктурой парка электромобилей в регионах размещения ЭЗС, – пояснили «Ъ» в Минпромторге.

Летом 2022 года правительство запустило программу субсидирования установки быстрых ЭЗС. Максимальная субсидия для оператора – 60% от стоимости станции, но не более ₽1,86 млн. В 2022 году по программе поддержки установили 493 быстрых ЭЗС, а в 2023 году – еще 712, в планах на 2024 год – 1,1 тыс. ЭЗС.

Минпромторг и участники рынка обсуждают требования к субсидируемым ЭЗС не первый год. В конце 2023 года и начале 2024 года дискуссии возобновились: предлагалось сократить количество коннекторов до двух штук. Такая мера могла бы привести к снижению расходов инвестора на покупку российских ЭЗС, однако идея была отклонена.

Собеседники издания отметили, что резко против послаблений выступали российские производители ЭЗС. По оценкам игроков рынка, сейчас одна ЭЗС российского производства стоит до ₽4 млн. Китайские аналоги стоят вдвое-втрое дешевле, замечает гендиректор Green Drive Сергей Яковлев.

Коннектор GB/T продолжит оставаться актуальным за счет активных поставок автомобилей из Китая, отмечает Сергей Удалов из «Автостата», в целом CCS2 и GB/T – самые массовые коннекторы на рынке.

В 2023 году в РФ было продано 14,09 тыс. новых электромобилей, подсчитывал «Автостат». В топ-5 продаж входили официально не представленные в России китайский Zeekr (лидирует на рынке; 3,7 тыс. штук), а также Volkswagen и Tesla. Кроме них, в топе Evolute липецкого «Моторинвеста» (примерно 2 тыс. штук), созданный на базе китайских моделей, а также Voyah (импортируется также «Моторинвестом»).

Официально поставляемые и выпускаемые в РФ автомобили традиционно оснащаются коннектором CCS2. Автомобили, ввозимые по параллельному импорту, оснащаются китайским коннектором, говорит гендиректор «Автодома» Андрей Ольховский, указывая, что CCS2 или двойной коннектор Европа / Китай может быть на автомобилях, которые поставляются из Китая для европейского рынка.

Директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх отмечает, что в премиум-сегменте большинство электромобилей продается с портом GB/T. «Zeekr, Avatr, Lotus, HiPhi пока не оборудуют другими портами»,– подтверждает он.

Советник Sitronics Group Армен Сафарян говорит, что освобождение инвесторов от обязанности устанавливать коннектор CHAdeMO даст больше гибкости. В процессе эксплуатации станций стало очевидным, что в ряде регионов устаревший стандарт CHAdeMO не пользуется популярностью. Так, в сети Sitronics Electro около 45% от количества зарядных сессий приходится на GB/T, 42% – на CCS2. У Green Drive на GB/T-стандарт приходится 60–70% от общего количества зарядных сессий, до 27% – на CCS2, а на CHAdeMO – менее 5%.

Сергей Яковлев отмечает, что операторы станций в других странах, кроме Японии, прекратили установку новых ЭЗС с CHAdeMO-коннекторами с 2021–2022 годов. По его мнению, парк б/у японских электромобилей в РФ может комфортно заряжаться на существующих ЭЗС быстрого типа.

Напомним, в декабре 2023 года «Государственный Рязанский приборный завод» приступил к серийному выпуску зарядных станций нового поколения для электромобилей и электробусов. Общие инвестиции в проект превысили ₽400 млн. LR

Тэги: зарядные станции, электротранспорт







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх