По каспийско-черноморскому каналу поплывут мир и дружба между народами
5 мая 2014Проект, вновь предложенный Назарбаевым, нужен в первую очередь для безопасности в регионе
Экономической необходимости в строительстве канала «Евразия» нет. Так полагает Александр Петрушин, замдиректора АНО «Институт демографии, миграции и регионального развития», руководитель направления стратегических инвестиционных проектов.
Напомним, 28 февраля президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на лекции в Московском государственном университете вновь предложил построить в рамках ЕАЭС судоходный канал «Евразия» между Каспийским и Черным морями.
Технически реализация этого проекта, как полагают специалисты, вполне возможна. А вот мнения экспертов по поводу полезности канала «Евразия» разошлись. В частности, замдиректора АНО «Институт демографии, миграции и регионального развития», руководитель направления стратегических инвестиционных проектов Александр Петрушин, считает, что в данный момент существуют весомые факторы против строительства.
– На мой взгляд, – сказал собеседник «Логируса», – сегодня нет необходимости в осуществлении данного проекта.
Эксперт уточнил, что основными грузами региона и возможного канала являются углеводороды, поэтому «данный проект будет конкурировать с трубопроводным транспортом, в частности, с КТК (Каспийский трубопроводный консорциум – трубопроводная система Тенгиз – Новороссийск протяженностью 1580 км; ожидается, что в 2015 г. пропускная мощность КТК составит 67 млн т – LR)».
– Кроме того, – добавил собеседник «Логируса», – существует необходимость модернизации Волго-Донского канала, доведение его глубин до проектных величин.
В свою очередь, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что в строительстве канала между Каспийским и Черным морями может быть очень заинтересован Китай. В таком случае канал станет частью системы безопасности в регионе, к созданию которой стремится Назарбаев.
– Назарбаев хочет вывести Казахстан к морям и быть интересным как партнер и России, и особенно Китаю, – уточнил собеседник «Логируса». – В то же время он заинтересован в балансе влияния этих двух стран на Казахстан.
В декабре 2012 года, напомнил эксперт, Нурсултан Назарбаев определил видение развития страны до 2050 года. Его ключевым аспектом стало вхождение Казахстана в тридцатку наиболее развитых стран мира.
– Реализация проекта канала позволяет рассчитывать даже на большее, – продолжил Калачев. – Предложения Назарбаева позволяют проявить инициативу в интеграции и даже, может быть, частично перехватить ее у России, увязшей с Украиной, не ставя на карту независимость Казахстана. Направить интеграционный энтузиазм в нужное Казахстану русло – на развитие внутренних евразийских пространств, а не освоение новых внешних.
На взгляд Константина Калачева, масштабность инициатив Назарбаева – противовес украинским событиям. «Кроме того, – подытожил эксперт, – он считает это некой гарантией безопасности Казахстана, страховкой от переноса этих событий на казахстанскую почву».
По мнению собеседника «Логируса», Назарбаев стремится к тому, чтобы «Россия рыла канал от Каспия к Черному морю, а не будоражила в перспективе Северный Казахстан. В большинстве интеграционных предложений Астаны прослеживается идея замещения экстенсивных факторов развития интенсивными. Это своего рода антитеза имперскому мышлению. В деле сохранения полного суверенитета Назарбаев заинтересован в системе сдержек. Совместный проект, в котором заинтересован Китай, является частью этой системы».
Напомним, впервые идея строительства канала «Евразия» из уст Назарбаева прозвучала на Петербургском экономическом форуме в 2007 году. Тогда он сослался на данные специалистов, по расчетам которых путь через канал может оказаться на тысячу километров короче, чем через Волго-Дон. LR
Напомним, 28 февраля президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на лекции в Московском государственном университете вновь предложил построить в рамках ЕАЭС судоходный канал «Евразия» между Каспийским и Черным морями.
Технически реализация этого проекта, как полагают специалисты, вполне возможна. А вот мнения экспертов по поводу полезности канала «Евразия» разошлись. В частности, замдиректора АНО «Институт демографии, миграции и регионального развития», руководитель направления стратегических инвестиционных проектов Александр Петрушин, считает, что в данный момент существуют весомые факторы против строительства.
– На мой взгляд, – сказал собеседник «Логируса», – сегодня нет необходимости в осуществлении данного проекта.
Эксперт уточнил, что основными грузами региона и возможного канала являются углеводороды, поэтому «данный проект будет конкурировать с трубопроводным транспортом, в частности, с КТК (Каспийский трубопроводный консорциум – трубопроводная система Тенгиз – Новороссийск протяженностью 1580 км; ожидается, что в 2015 г. пропускная мощность КТК составит 67 млн т – LR)».
– Кроме того, – добавил собеседник «Логируса», – существует необходимость модернизации Волго-Донского канала, доведение его глубин до проектных величин.
В свою очередь, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что в строительстве канала между Каспийским и Черным морями может быть очень заинтересован Китай. В таком случае канал станет частью системы безопасности в регионе, к созданию которой стремится Назарбаев.
– Назарбаев хочет вывести Казахстан к морям и быть интересным как партнер и России, и особенно Китаю, – уточнил собеседник «Логируса». – В то же время он заинтересован в балансе влияния этих двух стран на Казахстан.
В декабре 2012 года, напомнил эксперт, Нурсултан Назарбаев определил видение развития страны до 2050 года. Его ключевым аспектом стало вхождение Казахстана в тридцатку наиболее развитых стран мира.
– Реализация проекта канала позволяет рассчитывать даже на большее, – продолжил Калачев. – Предложения Назарбаева позволяют проявить инициативу в интеграции и даже, может быть, частично перехватить ее у России, увязшей с Украиной, не ставя на карту независимость Казахстана. Направить интеграционный энтузиазм в нужное Казахстану русло – на развитие внутренних евразийских пространств, а не освоение новых внешних.
На взгляд Константина Калачева, масштабность инициатив Назарбаева – противовес украинским событиям. «Кроме того, – подытожил эксперт, – он считает это некой гарантией безопасности Казахстана, страховкой от переноса этих событий на казахстанскую почву».
По мнению собеседника «Логируса», Назарбаев стремится к тому, чтобы «Россия рыла канал от Каспия к Черному морю, а не будоражила в перспективе Северный Казахстан. В большинстве интеграционных предложений Астаны прослеживается идея замещения экстенсивных факторов развития интенсивными. Это своего рода антитеза имперскому мышлению. В деле сохранения полного суверенитета Назарбаев заинтересован в системе сдержек. Совместный проект, в котором заинтересован Китай, является частью этой системы».
Напомним, впервые идея строительства канала «Евразия» из уст Назарбаева прозвучала на Петербургском экономическом форуме в 2007 году. Тогда он сослался на данные специалистов, по расчетам которых путь через канал может оказаться на тысячу километров короче, чем через Волго-Дон. LR
Тэги: ЕврАзЭС, судоходный канал «Евразия»
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости