Мобильные заправки растут «как грибы после дождя», но отказываются подчиняться

15 апреля 2024

Проработкой мер контроля и наказания займется Росстандарт

Мобильные заправки растут «как грибы после дождя», но отказываются подчиняться

В России хотят ужесточить контроль за передвижными АЗС, узнали «Известия». Причина – рост мобильных теневых заправок в регионах, которые открываются без лицензий и продают некачественное топливо. Их уже сотни, подтверждают участники рынка и эксперты. Планируется ввести для бизнеса обязательное уведомление контрольных органов об открытии таких точек, определение специальных мест для их работы, а также административные штрафы.

Власти предлагают обязать бизнес уведомлять контрольные органы об открытии передвижных и контейнерных АЗС, определить для них специальные места, а также рассмотреть введение административных штрафов, следует из протокола совещания Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции под председательством вице-премьера Дениса Мантурова, пишет газета «Известия».

– В настоящее время отсутствует необходимое регулирование для продажи автомобильного топлива на контейнерных и передвижных АЗС. Реализация посредством такой формы торговли несет риски поставки некачественного продукта, нарушения законодательства в области обеспечения единства измерений, соблюдения правил перевозки опасных грузов (ДОПОГ) и требований пожарной безопасности, – заявили в Росстандарте.

Такая деятельность будет носить уведомительный характер, это не станет обременительным для бизнеса, но обеспечит прозрачность и подконтрольность таких АЗС для целей соблюдения прав потребителей, добавили в федеральном агентстве.

– Такие объекты зачастую работают с нарушениями требований пожарной безопасности и продают некачественное топливо посетителям. Одна из основных причин роста популярности подобных заправок – сниженные цены (в среднем на 5 рублей за 1 л бензина). В целом по стране их уже может насчитываться несколько тысяч примерно на 28 тыс. легальных, – пояснил изданию зампред экспертного совета Всероссийского конкурса «АЗС России» Игорь Маслов.

Продажа топлива через мобильные АЗС часто сопровождается целым рядом нарушений, проконтролировать их деятельность достаточно сложно, рассказала «Известиям» руководитель направления «Народный фронт. Аналитика» Ольга Позднякова.

Зачастую такие заправки устанавливают временно в местах прохождения наибольшего транспортного потока без разработки проектной документации и получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, добавила управляющий партнер сети АЗС GP Vympel, член Российского топливного союза (РТС) Екатерина Савкина.

– В некоторых случаях передвижные заправки размещаются без надлежащего оформления прав на земельный участок. Редко, но бывает и торговля топливом без регистрации индивидуального предпринимателя или оформления юридического лица, без использования контрольно-кассовых машин. Временное размещение и маневренность позволяет теневым точкам уходить из поля зрения контролирующих и надзорных органов, – подчеркнула Екатерина Савкина.

Еще одна проблема заключается в том, что зачастую владельцы мобильных АЗС – физические лица, их можно привлечь только за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации и оштрафовать всего на 500 – 2000 рублей, добавила Ольга Позднякова.

– При этом полностью запрещать деятельность передвижных заправок нельзя, поскольку они востребованы на отдаленных и труднодоступных территориях, протяженных участках дорог, где нет стационарных АЗС и невыгодно создавать полноценный комплекс. То есть должен появиться перечень условий, при которых возможна работа мобильных точек там, где это необходимо, – считает эксперт.

С учетом того, что Госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции начала свою работу по усилению контроля за передвижными заправками, есть шансы, что рынок освободится от таких теневых объектов, считает заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

– Однако уведомительный характер может не сработать. Считаю, что нужно вводить разрешительный характер существования таких объектов, а также законодательно запретить реализацию топлива вне легальных АЗС, – сказал эксперт.

Опыт «Народного фронта» показывает, что пока бороться с мобильными АЗС, которые осуществляют продажу без регистрации, можно только через арест оборудования, включая средства передвижения, отметила Ольга Позднякова. Необходима разработка на федеральном уровне единого стандарта с требованиями к деятельности таких заправок, отметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Напомним, теневые бизнесмены переоборудуют под передвижные заправки газели и автобусы, открывают бензоматы на территориях улично-дорожной сети населенных пунктов, частных земельных участках, продают некачественные бензин и сжиженный углеводородный газ (СУГ). Такие объекты работают без использования сертифицированного оборудования, с нарушениями требований технических регламентов и точности отпуска топлива, норм пожарной безопасности, налогового законодательства, экологических требований. Теневые заправки взрывопожароопасны и представляют из себя бомбы замедленного действия. Они также мешают работе добросовестного бизнеса. В среднем на таких АЗС цены на бензин ниже на 5-8 рублей за литр. LR

Тэги: топливо, регулирование, штрафы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх