Закон о регулировании маркетплейсов кабмин назвал «сырым»

19 апреля 2024

Инициативу необходимо концептуально переработать, заявили в Правительстве

Закон о регулировании маркетплейсов кабмин назвал «сырым»

В кабмине подготовили проект отрицательного отзыва на депутатский законопроект о введении регулирования для маркетплейсов. Предложенные нормы слишком «сырые», пишет газета «Известия».

В кабмине подготовили проект отрицательного отзыва на депутатский законопроект о введении регулирования для маркетплейсов. Первый замглавы аппарата правительства Валерий Сидоренко направил его на одобрение вице-премьеру Дмитрию Григоренко. Ранее прошла информация о том, что кабмин поддержит документ с условием его доработки ко второму чтению. Однако позиция изменилась из-за позиции государственно-правового управления (ГПУ) президента, где решили, что инициативу необходимо концептуально переработать.

Парламентарии нескольких фракций («Справедливая Россия – За правду»», КПРФ, «Единая Россия» и ЛДПР) подготовили законопроект о регулировании маркетплейсов в 2023 году, документ внесли в Госдуму в начале осени. Речь идет о поправках в законы «О торговле» и «О защите прав потребителей». Их цель – избежать серьезных конфликтов между агрегаторами и их партнерами-продавцами, а также исключить нарушение прав потребителей.

Документ не позволяет площадкам менять условия контрактов чаще чем один раз в год, вводит порядок применения штрафов со стороны онлайн-торговли в отношении контрагентов, а также запрещает агрегаторам реализовывать собственные товары, если выручка маркетплейса превышает ₽150 млрд. Поступило предложение обязать площадки отвечать за качество товаров, то есть им можно будет предъявлять претензии в случае брака продукции.

Правительство сочло некорректным требование парламентариев пересматривать контракты не чаще одного раза в год, поскольку это условие «не учитывает изменения рыночной конъюнктуры, сезонности товаров, изменения логистических цепочек, которые могут требовать от агрегаторов обновления тарифов и комиссий».

Также кабмин выступил против запрета на блокировку «личного кабинета» продавца. Обычно это происходит, если партнер маркетплейса нарушает правила площадки или законы. Там уверены, что если отказаться от такого условия, то это не позволит оперативно пресекать нарушения действующего регулирования.

В отзыве ГПУ отмечается, что запрет на продажу товаров при определенной выручке может снизить доступность продукции для потребителей. Кроме того, если площадка будет отвечать за качество товаров, то компаниям придется самостоятельно проверять все изделия. Это «потребует изменения действующей модели организации работы».

Один из соавторов законопроекта о маркетплейсах Дмитрий Гусев пояснил «Известиям», что сейчас парламентарии готовят два самостоятельных закона, которые масштабно и комплексно будут оговаривать все нюансы взаимодействия агрегаторов и их партнеров. Законы об интернет-торговле и платформенной занятости будут более полно определять регулирование в этой отрасли.

– Предложенная версия законопроекта создает риски для рынка, поскольку не принимает во внимание модель работы маркетплейсов, которая кардинально отличается от офлайн-ритейла. Поэтому мы разделяем отрицательную позицию правительства и рассчитываем на диалог с ведомствами, авторами документа для выработки сбалансированного решения для защиты интересов предпринимателей и покупателей, – заверяют в пресс-службе Ozon.

Инициатива депутатов требует существенной доработки, уверяют в «Яндекс Маркете».

В Wildberries добавили, что готовы обсуждать законопроект для «выстраивания сбалансированных правил работы, которые заложат основу для долгосрочного развития отрасли электронной торговли».

Рынку маркетплейсов необходимо регулирование, уверен председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ. По его словам, судебная практика свидетельствует о том, что количество арбитражных споров между площадками и их партнерами – продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов – динамично растет. Уровень конфликтности между сторонами повышается, это достаточное обоснование для того, чтобы ввести законодательные правила.

Напомним, ФАС постоянно получает «достаточно много жалоб» на работу маркетплейсов от потребителей, а также от малого и среднего бизнеса. LR

Тэги: маркетплейсы, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх