Санкции «напугали» прямые поставки из Китая в Россию

23 апреля 2024

Общий экспорт товаров в марте сократился год к году впервые с середины 2022 года

Санкции «напугали» прямые поставки из Китая в Россию

Впервые с декабря 2022 года Китай в марте 2024 года сократил прямые поставки в Россию машин, оборудования (включая электротехническое), механизмов, их частей и принадлежностей (группы 84 и 85 ТН ВЭД – совокупно, в стоимостном выражении), показала статистика Главного таможенного управления КНР, сообщает «РБК».

Китайский экспорт таких товаров в Россию снизился на 15% (до $2,9 млрд) по отношению к марту 2023 года. В последний раз до этого снижение по данной категории продукции фиксировалось в декабре 2022 года – на 11% к декабрю 2021 года.

В целом экономическое сотрудничество с Китаем демонстрирует положительные результаты: в 2023 году двусторонняя торговля товарами выросла на 23% и достигла исторического максимума $227,8 млрд, а в январе-феврале 2024 года взаимный товарооборот увеличился на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и превысил $36,1 млрд, заявил 22 апреля замминистра экономического развития Дмитрий Вольвач на заседании Совета глав субъектов Российской Федерации.

– Тренд на взаимодействие с дружественными странами, и Китаем, в частности, продолжается. Делать какие-либо выводы на основании сравнения месячных показателей внешней торговли с отдельным торговым партнером преждевременно, – подчеркивают в пресс-службе Минэкономразвития.

Таможня КНР свидетельствует о снижении экспорта китайских товаров в Россию в марте (минус 14,2% относительно уровня прошлого года), хотя еще в феврале наблюдался умеренный рост (+9,6% к февралю 2023-го), приводит статистику старший научный сотрудник РАНХиГС Александр Фиранчук.

Это объясняется общим снижением экспорта Китая на 7,6% во все страны (к марту 2023 года), однако данные по товарным позициям подтверждают также и влияние угроз вторичных санкций, утверждает Фиранчук.

Экспорт китайских наземных ТС в РФ (легковые автомобили, грузовики, тракторы, их части и принадлежности – группа 87) в марте 2024 года снизился почти на 20% по сравнению с мартом 2023-го (до $1,4 млрд).

За весь 2023 год экспорт наземных ТС из Китая в Россию в стоимостном выражении вырос в 3,6 раза к 2022 году. С конца 2023 года автодилеры сообщали о затоваривании складов китайскими автомобилями.

В марте доля России сократилась на четверть (до 2,7% – минимума с декабря 2022-го, после 3,4% в феврале).

– Учитывая относительно стабильную динамику курса рубля – одного из ключевых детерминантов краткосрочной динамики импорта, можно заключить, что произошедшее сокращение наиболее вероятно связано с введением вторичных санкций и рисков их расширения, – уверяет эксперт.

Сильнее всего в марте 2024 года сократилась доля России в поставках китайских тракторов, водонагревателей, насосов, электрической аппаратуры для коммуникации, ламп и прожекторов, трансформаторов, пневматических инструментов, машин с индивидуальными характеристиками, подсчитывает Фиранчук.

Значительно увеличились поставки металлоконструкций, центрифуг и оборудования для дробления камней; почти не сократились или увеличились (относительно китайского экспорта во все страны) поставки легковых автомобилей, моторных средств и их частей.

Международная юридическая компания Gibson Dunn в своем обзоре констатировала, что поводом к санкциям США могут стать «существенные трансакции» с лицами и организациями из любого сектора российской экономики, связанные с продажей, поставкой или передачей в РФ товаров по списку (некоторые станки, оборудование для производства полупроводников, некоторые полупроводниковые материалы, тестовое оборудование для микроэлектроники и т.д.).

Перечень «критических» товаров никак не отсылает к законодательству об экспортном контроле США и не подразумевает никакой связи с США, т.е. «иностранный банк, который обрабатывает существенную трансакцию не в долларах в интересах неамериканского клиента, поставляющего «критический продукт» из списка полностью иностранного производства в Россию, будет находиться под риском вторичных санкций».

Это положение «новое и особенно широкое, потому что подвергает иностранные финансовые институты санкционным рискам, основываясь на содействии трансакциям с неподсанкционными сторонами», указывает юрфирма Debevoise & Plimpton.

Сотрудник «Bloomberg Economics» Александр Исаков утверждает, что сигналы США о рисках вторичных санкций ведут к тому, что «торговые расчеты занимают больше времени и российские импортеры все чаще вынуждены полагаться на страны Центральной Азии для облегчения этой торговли». Он считает, что данные о двусторонней торговле в нынешних условиях перестали быть репрезентативными.

Экспорт из Китая в Киргизию машин, оборудования (включая электротехническое), механизмов, их частей и принадлежностей за 2023 год вырос в три раза по сравнению с объемами 2021 года. Экспорт тех же товаров в Казахстан увеличился почти в полтора раза к 2021 году, следует из данных Главного таможенного управления КНР.

Исаков указывает, некоторые китайские экспортеры избегают прямого экспорта в Россию даже в тех случаях, когда товары никак не связаны с санкционными ограничениями, например, одежда, обувь. Это может быть связано с тем, что китайские поставщики стремятся избегать прямых отношений с подсанкционными банками и фирмами из России.

В некоторых случаях связи с санкциями не прослеживаются. К примеру, импорт автомобилей из Китая через Киргизию объясняется стремлением сэкономить на импортных пошлинах, указывает экономист.

Опыт предыдущих санкционных ограничений показывает, что возникают обходные пути поставок через третьи страны, а снижение прямых поставок, вызванное санкциями, сохраняется во времени, рассуждает Фиранчук.

– Вероятно, что угрозы введения вторичных санкций будут значимо ограничивать объемы прямых поставок из Китая. В то же время возникнут новые обходные логистические маршруты, – говорит он.

Это приведет к удорожанию импорта из-за усложнения логистики и покрытия «премии за риск» для посредников. Величина удорожания импорта в предыдущие периоды схожих ограничений оценивалась на уровне от 10% и выше.

Напомним, крупные банки Китая, которые ранее совершали трансакции в нацвалютах обоих государств, в марте 2024 года перестали принимать платежи из России в юанях. LR

Тэги: Китай, импорт, санкции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх