Импортный алкоголь продолжат «доводить до ума» на российских складах

28 марта 2024

Действие эксперимента продлили до 2026 года

Импортный алкоголь продолжат «доводить до ума» на российских складах

В России на два года продлили эксперимент по маркировке импортного алкоголя федеральными спецмарками. Законопроект опубликован на официальном портале правовой информации (ист.).

С 1 июня 2022 года эксперимент проводился лишь в Калининградской области, потом в Москве, Санкт-Петербурге, в Московской, Брянской, Владимирской, Ленинградской, Псковской и Смоленской областях, Краснодарском крае и Татарстане. В нем участвуют 16 таможенных складов, 13 складов временного хранения, а также 97 организаций-импортеров алкогольной продукции.

В пояснительной записке к документу отмечается, что с началом эксперимента наблюдается тенденция к увеличению числа его участников и расширению территории проведения.

Необходимость эксперимента по маркировке импортных спиртных напитков федеральными спецмарками назрела объективно, полагает руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области, член генсовета «Деловой России» Александр Хаминский. Раньше процесс осуществлялся или непосредственно на площадках производителя, или на консигнационных складах и не создавал затруднений, но в марте 2022 года ситуация стала иной.

– Во-первых, почти полностью изменилась логистика поставок из Евросоюза. Во-вторых, глобальные компании, торгующие крепким алкоголем, покинули Россию. Традиционно используемые склады, расположенные на территории Латвии и Литвы, практически прекратили оказывать услуги отечественным импортерам, – объясняет «Известиям» эксперт.

Разрешение ввоза на территорию страны немаркированного алкоголя при условии его оклейки внутри РФ, по мнению Хаминского, стало единственно верным решением в этих условиях. Это позволило стабилизировать поставки алкогольной продукции. В первом полугодии 2022 года объем импорта спиртного упал на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

А 2023 год оказался стабильным для импортеров спиртного, несмотря на курсы валют, подчеркивает собеседник газеты. Поставки крепкого алкоголя, по его словам, выросли сразу на 7%. Динамика ввоза вина при этом оказалась на уровне 1%, что эксперт также считает положительным результатом.

Эксперимент по маркировке иностранного алкоголя спецмарками внутри РФ можно назвать успешным, убеждена кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Анна Цветкова. И дело не только в снижении санкционного эффекта. Немаловажно, что эксперимент стимулировал создание новых рабочих мест.

– Инициатива и исполнение находятся в руках российских компаний. Это, безусловно, крайне положительный момент для экономики и развития отрасли, – уверена эксперт.

Позитивно новость о продолжении эксперимента оценивают и в Ассоциации компаний розничной торговли. Важным промежуточным результатом, по словам председателя президиума АКОРТ Игоря Караваева, стало появление альтернативы для импортеров, поскольку теперь они могут нанести ФСМ как на зарубежных складах, так и внутри страны в разных регионах.

На стоимости продукции перенос маркировки в Россию никак не сказался, поскольку процедура и раньше была обязательной.

– На текущий момент с точки зрения формирования розничной стоимости продукта нет критической разницы, где наносится специальная марка – на линии розлива производителя, на специализированном предприятии для маркировки ФСМ или на российских таможенных складах в рамках пилотного проекта, – считает Караваев.

На прошлой неделе глава Минфина Антон Силуанов предложил подготовить законопроект о запрете маркировки импортного алкоголя за рубежом. За перенос всего процесса в Россию высказывалась и Федеральная таможенная служба.

Однако парламентарии переходить от пилота к полноценному процессу не спешат. Продление эксперимента может объясняться геополитическими причинами, считает директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз.

– Да, посыл у инициативы по запрету маркировки за рубежом правильный. Надо поддержать в этом Силуанова и Федеральную таможенную службу (ФТС), но сделать это аккуратно. Два года, видимо, – это тот самый переходный срок, за который могут как-то измениться отношения с Европой, – считает эксперт.

Несмотря на санкции, ассортимент алкогольных полок в России практически не изменился, напоминает Дробиз. Однако лидерами по объемам поставок отдельных позиций в колоссальных объемах стали страны Балтии.

– Прибалтика используется сегодня не только для оклейки, но и для транзита. Боящиеся санкций компании отправляют туда продукцию для переоформления документов, – указывает эксперт. В результате по бумагам такой алкоголь превращается в литовский или латвийский и уже в таком виде ввозится в РФ.

По данным «РИА Новости» следует, что Латвия в 2023 году отгрузила в Россию виски на рекордные $251,2 млн, втрое обогнав по этому показателю остальных поставщиков. На республику пришлось 73% всего объема в денежном выражении.

На втором месте оказалась Литва, отгрузившая виски на $39 млн. Страна стала лидером по увеличению поставок, нарастив импорт по сравнению с 2022 годом сразу в четыре раза.

Эксперимент по нанесению ФСМ на российских складах, по мнению Игоря Караваева, полностью выполняет задачу по контролю ввода в оборот импортных алкогольных товаров и отслеживанию их перемещения на территории РФ.

– При этом механизм не снижает контроль и эффективность пресечения рисков распространения контрафактной и фальсифицированной продукции, – подчеркивает он.

Однако полностью риски ввоза в страну контрафакта под видом легальной и качественной продукции наклеивание ФСМ не убирает, предупреждает Александр Хаминский. Правда, прибалтийские партнеры РФ, через чьи склады проходило импортируемое спиртное, по его словам, «и раньше не отличались щепетильностью».

– Марка свидетельствует о легальности продукции, показывает, что с нее уплачены акциз и прочие налоги. Никакого отношения к качеству продукции маркировка не имеет. Но если продукт легальный, уже есть шансы, что он нормальный, – уверяет Вадим Дробиз.

За качеством же продукции следят ФТС и Роскачество, проводя проверки при регистрации поставок. И для борьбы с контрафактом и фальсификатом внимание регуляторов должно быть еще более пристальным, полагает Хаминский.

Напомним, ранее начальник Центральной акцизной таможни Федеральной таможенной службы Игорь Ерошин призвал импортеров алкоголя активнее переносить из Латвии в Россию процесс нанесения федеральных специальных марок на алкогольную продукцию. LR

Тэги: алкогольная продукция, эксперимент, маркировка







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх