ФТС «простила» АСМАП и пока не напоминает о двадцати миллиардах

16 июня 2015

А почти двухлетний опыт работы показал, что без книжек МДП вполне можно обойтись

ФТС «простила» АСМАП и пока не напоминает о двадцати миллиардах

Книжки МДП «помилованы». Как быстро перевозчики вернутся к «попавшим в опалу» инструментам гарантийного обеспечения, предсказать сложно, однако возможность их использования позволит российским перевозчикам и экспедиторам более спокойно планировать процесс международных перевозок. Такова точка зрения исполнительного директора Русской интермодальной логистической ассоциации Александра Лисина.

Федеральная таможенная служба письмом от 10 июня 2015 года № 01-18/28143 проинформировала АСМАП об отзыве уведомления о расторжении Соглашения между ФТС России и Ассоциацией международных перевозчиков об обязательствах, связанных с применением Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Таким образом, соглашение от 7 июня 2004 года продолжает действовать в полном объеме, что обеспечивает возможность применения Конвенции МДП на территории Российской Федерации, сообщается на сайте АСМАП.

Кроме того, в письме уточняется, что таможенная служба отзывает свои письма АСМАП от 29 ноября 2013 года, 30 июня и 25 ноября 2014 года, а также от 20 февраля 2015 года о переносе срока расторжения упомянутого соглашения.

Что в больше степени – усилия Казахстана, создание ЕАЭС, распоряжение президента, ситуация на рынке международных перевозок – повлияло на разрешение ситуации с применением Конвенции МДП на территории России? Своим мнением с «Логирусом» поделился исполнительный директор Русской интермодальной логистической ассоциации Александр Лисин.

– Полагаю, здесь сложно выделить какой-нибудь один фактор, – прокомментировал письмо ФТС собеседник «Логируса». – В таком разрешении ситуации есть положительный момент – очень трудно долгое время находиться под страхом каких-либо неожиданностей, с точки зрения процедур на пограничных переходах. И то, что эта конвенция опять действует, наверное, во многом делает сам процесс планирования более предсказуемым для международных перевозчиков и экспедиторов. Уровень их душевного спокойствия возрастет в наше турбулентное время.

По мнению эксперта, объективные события, например, образование Европейского союза и Евразийского экономического пространства, коренным образом повлияли на роль системы TIR-Carnet. «На уровне ФТС была предпринята попытка убедительно показать и доказать, что на книжках МДП свет клином не сошелся, – я оставляю в стороне саму процедуру выбора страховых компаний и прочие моменты, сложно комментировать кухню ФТС, – но, по крайней мере, за это время был создан положительный прецедент, что без книжек МДП можно обеспечивать гарантии уплаты таможенных платежей», – считает Александр Лисин.

– Международные перевозчики часто жалуются на возросшие издержки – это тоже понятно, – уточнил собеседник «Логируса». – В системе гарантий что-то дороже, что-то дешевле, но, по сути, есть некий рыночный механизм, который запустился и так себя показал. Наверное, юридически состояние подвешенной неопределенности необходимо было прекратить. На мой взгляд, в том, что это, наконец, сделали и есть здравый смысл: ну сколько можно переносить сроки нововведений?!

При этом, отметил эксперт, система работы банковских гарантий не отменена, а книжки МДП могут быть использованы абсолютно на таких же равных условиях. «Пусть используются, выбор – за экспедитором», – полагает Александр Лисин.

Ситуация на рынке международных перевозок, когда с осени прошлого года многие компании начали отказываться от статуса таможенного перевозчика и даже заявлять, что банковские гарантии стали роскошью, свидетельствует лишь о том, что у органов госрегулирования есть задача как-то классифицировать таможенных перевозчиков. «По сути, речь идет о том, чтобы на рынке остались сильнейшие – те, кто может себе позволить обеспечение. Это мое мнение, – заметил собеседник «Логируса». – Любой регулятор так делает, например, в банковском секторе такой же принцип работает».

По словам эксперта, вокруг книжек МДП «было завязано много интересов IRU и АСМАП», и попытка «зацементировать» монополию ассоциации не выдерживала критики. «ФТС и АСМАП не пытались найти компромисс, каждый из оппонентов жестко стоял на своей позиции. А сейчас, как в боксе: арбитр сказал «брейк», и все разошлись по своим углам», – отметил аналогию Александр Лисин.

– У меня нет такого ощущения, что транспортно-экспедиторские компании сейчас дружно бросятся закупать книжки МДП чуть ли не валом. Через Белоруссию по-прежнему можно ездить по процедуре МДП, и не факт, что перевозчики опять активно начнут выбирать маршруты через Украину, учитывая социальную и политическую нестабильность, – полагает собеседник «Логируса».

Сейчас Россия нацелена на расширение торговли с Китаем. Есть обоюдные запреты для международных автоперевозчиков, как российских, так и китайских. «Можно предположить, что эти барьеры будут убираться –впереди ожидаются политические встречи наших лидеров… Китай живет без книжек МДП, и никто не ставит им это в укор, и не заявляет, что невозможно применять банковские гарантии для международных автоперевозок», – считает эксперт.

– То, что мир не рухнул, и ситуация выстроилась, это, наверное, главный вывод, который из этой темы хочется сделать. И хорошо бы ее вспоминать как исторический прецедент, наподобие «войны алой и белой розы», которая закончилась, – подытожил Александр Лисин. LR

Реакция соцсетей:

Алексей Емеличев MECYS справедливо спрашивает: а как там поживает госпожа Голендеева Татьяна Николаевна? В свете последних решений хотелось бы услышать и ее мнение. Что же касается 20 млрд., то вопрос тоже остается открытым: "Где деньги, Зин?".


Тэги: АСМАП, ФТС, книжки МДП, Русская интермодальная логистическая ассоциация







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх