Возможности есть, но не у всех. Не всегда прекрасные, иногда теоретические

16 декабря 2014

Кроме негатива, кризис несет еще и возможности

Возможности есть, но не у всех. Не всегда прекрасные, иногда теоретические

Компания JLL в своем исследовании о влиянии курса рубля на игроков рынка розничной торговли утверждает, что «этот сложный период открывает прекрасные возможности для ритейлеров и долгосрочных инвесторов и девелоперов». Директор по развитию компании «Логопарк.РУ» Александр Перфильев согласен, что возможности во время кризиса действительно есть, но не у всех.

– В любом случае, экономический кризис – это негативное явление, как для покупателя-потребителя, так и для представителей бизнеса, включая девелоперов и ритейлеров. Думаю, с этим никто не будет спорить, – прокомментировал ситуацию собеседник «Логируса». – А вот возможности действительно есть, и они не у всех.

По словам эксперта, в первую очередь могут развиваться торговые сети, которые работают в формате дискаунтеров. «Конечно же, понятно, что это продуктовые сети, но и не только. Потому что сегмент их покупателей расширяется: кто-то из высокого уровня переходит в средний, из среднего – в низший по покупательной способности. А у нас большинство торговых сетей в формате дискаунтеров: «Дикси», «Магнит», «Копейка», «Верный» и другие. Наверное, магазины с фиксированной ценой тоже потенциально имеют опции для развития своего бизнеса. Это одна составляющая по поводу открывающихся возможностей», – уточнил Александр Перфильев.

– Вторая составляющая заключается в том, что для ритейла очень непростая задача найти новые помещения. Соответственно, в кризис помещения высвобождаются, таким образом можно выбрать наиболее подходящие. Те, например, которые были заняты раньше, – уточнил собеседник «Логируса».

Эксперт полагает, что аптечные сети тоже могут в кризис расти из-за того, что люди чаще покупают лекарства.

– Что касается девелоперов, то не секрет, что большинство проектов замораживается. Многие из тех складов, которые успели вывести, стоят пустыми. Это связано с тем, что компании пересматривают свою стратегию развития, поскольку у логистов клиенты «уменьшаются» как в количественном отношении, так и по объему. Клиенты логистов сжимаются, у них остаются свободные площади и нет задачи переезжать на новый склад, – поясняет Александр Перфильев. – Торговые компании тоже стараются пересматривать свою товарную матрицу. Они сокращают ассортимент, и вряд ли кому из них понадобится лишняя площадь. Поэтому новые склады сдаются очень медленно. Девелоперы вынуждены предоставлять дисконт на сдачу хотя бы на льготный период, чтобы хоть как-то завлечь клиентов. Вместе с этим, многие, видя такую ситуацию, что они не смогут сдаться, замораживают и саму стройку, порой на несколько лет.

При этом, уточняет собеседник «Логируса», необходимо понимать, что происходило на выходе из кризиса в 2010-м году. «Получается, что компании резко начинают набирать объемы, начинаются сделки, и в итоге те, у кого в этот момент был готовый склад, заполняют его и, может быть, даже по хорошей цене. А для этого нужно по факту строить в кризис», – делает вывод эксперт.

– Сейчас никто не может прогнозировать, как долго кризис продлится. Царит ситуация неопределенности. Но при этом замечу, что сейчас нет и волны увольнений, которая наблюдается в такие периоды. Когда на 20–30% идут сокращения. Вот после Нового года… – предполагает Александр Перфильев. – Думаю, не раньше, чем в 2016-м году у нас будет выход из кризиса. Тем не менее, те компании, которые смогут в кризис строить, на выходе получат те самые прекрасные возможности и окажутся в выигрыше, потому что конкуренция будет не такая.

Вопрос в том, говорит собеседник «Логируса», что делать, если кризис продлится не год, как он предположил, а два года. Именно поэтому компании в большинстве своем осторожничают, не рискуют. Кроме того, компаниям девелоперов сейчас сложнее привлечь кредиты. Банки предпочитают кредитовать те проекты, у которых есть клиенты. А найти сейчас клиента, готового подписаться на строительство склада, очень сложно.

– В дополнение к возможностям, которые появляются в кризис, тут же выясняется, что земля есть, и на нее начинают предоставлять скидки. Если раньше сложно было найти какой-то участок, и приходилось брать, что есть, дорого, с какими-то обременениями, то сейчас на рынке появилось много участков. С одной стороны, они вроде как сейчас никому и не нужны, потому что желающих строить очень мало. Но, с другой стороны, такая возможность есть, и это тоже плюс, – добавляет Александр Перфильев.

Если говорить про девелоперов, то, по словам собеседника «Логируса», возможности все-таки больше теоретические. «Для того, чтобы построить, нужна земля, которая сейчас есть. Но для чего строить – не ради того, чтобы просто это сделать. Строят для того, чтобы делать бизнес. Для этого нужно взять кредит, что сейчас сложно. И склад нужно реализовать. В какой срок планировать его реализацию? Обычно строят год, и в течение полугода сдают. А сейчас эта неопределенность мешает», – резюмирует эксперт.LR

Тэги: JLL, Логопарк.РУ







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх