Ритейлеры перестраивают цепочки поставок под омниканальные продажи

5 марта 2025

Для этого бизнесу требуется гибридная логистическая инфраструктура, которая бы сочетала в себе функции склада, производства и даркстора

Ритейлеры перестраивают цепочки поставок под омниканальные продажи

Логистика для food-ритейла в 2025 году столкнулась с четырьмя главными вызовами. Первый – острый дефицит персонала: по итогам 2024 года спрос на складских работников вырос на 61%, а логистов в целом – на 8%, рассказал начальник управления стратегического анализа X5 Group Вардан Гаспарян, выступая на ММЛФ-2025.

Второй вызов – дефицит качественных складских площадей, за которые уже развернулась ожесточенная борьба между маркетплейсами, ритейлом, поставщиками и всеми остальными, подчеркнул эксперт.

– Проблема в том, что ныне существующую инфраструктуру создавали не под тот рынок, который формируется сейчас. Да и все цепочки поставок выстраивались под офлайн-продажи, которые растут в 3-4 раза медленнее онлайна, – отметил Вардан Гаспарян. – Вслед за эволюцией форматов магазинов, должны меняться и склады. Из обычных объектов хранения они превращаются во что-то среднее между производством готовой еды, площадкой для упаковки блюд, складом и даркстором для онлайн-доставки. Такая гибридная логистическая инфраструктура необходима для оптимизации стоимости доставки.

Третий вызов – макроэкономический. Ограниченные инвестиционные возможности из-за высокой ключевой ставки провоцируют нехватку средств для пополнения парков, строительства складов и внедрения технологий.

И четвертый вызов, по словам эксперта – санкционный, который перекрыл российским компаниям доступ к глобальным логистическим технологиям.

– Что нужно делать в такой ситуации? Расти! – уверен Вардан Гаспарян. – У менеджмента есть ключевой показатель эффективности, который гласит, что несмотря ни на что, компания должна расти быстрее, чем 20 ваших ближайших конкурентов.

Для преодоления этих вызовов ритейл планирует использовать следующие инструменты. Во-первых, дефицит кадров поможет преодолеть автоматизация доставки на магистрали и последней миле, а также роботизация складской логистики, отметил Вардан Гаспарян. Ведущие игроки рынка уже активно используют AGV- и AMR-роботов и инвентаризаторов. В связи с этим необходимо увязать планирование с проектами развития компании, в том числе с инвестиционно емкими.

Во-вторых, ритейл должен создать собственные end-to-end расширенные логистические цепочки от поставщика. Для этого компании будут активнее использовать платформы, на которых бизнес сможет обмениваться активами, пояснил Вардан Гаспарян.

– На западе очень часто логистические операторы берут на себя практически все задачи по построению цепочек поставок, а ритейлеры занимаются только тем, чем и должны – продажами. В России ритейлеры такой роскоши себе позволить не могут, – констатировал эксперт.

Отсюда вытекает следующая третья стратегическая задача для российского ритейла – развивать собственные компетенции в ВЭД для закупок импортной продукции, в строительстве складов, в транспортной логистике и построении собственных платформ, перечислил Вардан Гаспарян.

Четвертая стратегическая задача – это технологическая трансформация на основе AI, резюмировал эксперт.

Напомним, стратегии роста, по оценкам КСЛ, в 2025 году намерены придерживаться 54% компаний из сегмента логистики. Проблемы роста они планируют преодолевать с помощью глубокой роботизации, цифровизации и расширения производств и складов. LR

Тэги: логистика для ритейла, стратегии развития, X5 Group







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх