Онлайн-ритейлеры «догнали» оффлайн по складским мощностям
9 июня 2025Офлайн-ритейлеры увеличили количество складских площадей за 5 лет всего на 15% – с 7,72 млн кв. м в 2020 году до 8,67 млн кв. м в 2024 году

Объем площадей, арендуемых крупнейшими онлайн-ритейлерами, за последние 5 лет увеличился в 7 раз, к такому выводу пришли аналитики NF Group.
На фоне такого роста традиционная розница демонстрировала куда более умеренную динамику: офлайн-ретейлеры увеличили свои складские мощности всего на 15% – с 7,72 млн кв. м в 2020 году до 8,67 млн кв. м в 2024 году. В итоге изначальное шестикратное отставание онлайн-сегмента по объему занимаемых складов практически ликвидировано, и два канала продаж впервые вышли на сопоставимые масштабы складской инфраструктуры.
Однако, стремительный количественный рост онлайн-ритейла не привел к аналогичному скачку в эффективности использования площадей. Несмотря на семикратное увеличение «складского парка», выручка на квадратный метр в e-commerce по итогам 2024 года (0,82 млн руб.) значительно уступает показателю офлайн-ретейла (1,39 млн руб.).
Скорректировав цифры на инфляцию за 5 лет (43%), аналитики NF Group констатируют: реальная выручка онлайн с 1 кв. м составляет лишь около 0,56 млн руб. против 0,97 млн руб. у офлайна. Это означает, что для генерации того же объема продаж онлайн-ритейлерам сегодня требуется площадь, сопоставимая с показателями 2020 года, – эффективность «квадратного метра» в сегменте за пятилетие существенно не изменилась.
Эксперты NF Group видят корни этой диспропорции в фундаментальных отличиях бизнес-моделей. Традиционная розница использует торговые залы не только для продаж, но и частично под хранение, снижая нагрузку на логистические центры, поясняют аналитики. При этом онлайн-ритейл полностью «завязан на склад»: там сконцентрированы все ключевые операции – от хранения и комплектации до упаковки и отгрузки. Дополнительным фактором давления на площади является и значительно более высокий уровень возвратов в e-commerce. Как следствие, даже при равных объемах реализации, онлайн-торговле объективно требуется значительно больший складской ресурс.
– Стремительный рост складских площадей в сегменте e-commerce – это отражение смены логистической парадигмы. За эти годы онлайн-торговля стала ключевым игроком в структуре спроса, при этом розничный ритейл также сохраняет устойчивые позиции. Мы наблюдаем не конкуренцию, а перераспределение ролей – с разной логикой использования складской недвижимости. Впереди перестраиваться под более гибкий и фрагментированный спрос. Это повлияет как на проектные подходы, так и на географию размещения объектов. Новые склады будут все чаще ориентированы на специфику форматов и логистических моделей конкретных бизнесов, – прокомментировал партнер NF Group Константин Фомиченко.
Напомним, что в 2026 году рынок коммерческой недвижимости РФ может пережить потрясения, которые повторят текущий кризис в секторе грузовых автоперевозок, допустила Маргарита Табунова, директор по транспорту FM Logistic в России, выступая на Logistika Expo. Тревожные параллели прослеживаются в цикличности обоих рынков: период острого дефицита мощностей сменяется их резким переизбытком. LR
Фото: © Ярославский Максим / Фотобанк Лори
История вопроса
Спрос на склады в столичном регионе охладел на четверть
Новый кризис на подходе: складской рынок грозит повторить судьбу грузовых автоперевозок
Согласно данным, если в 2020 году сегмент e-commerce располагал лишь 1,27 млн кв. м складов, то к концу 2024 года этот показатель достиг 8,41 млн кв. м.Спрос на склады в столичном регионе охладел на четверть
Новый кризис на подходе: складской рынок грозит повторить судьбу грузовых автоперевозок
На фоне такого роста традиционная розница демонстрировала куда более умеренную динамику: офлайн-ретейлеры увеличили свои складские мощности всего на 15% – с 7,72 млн кв. м в 2020 году до 8,67 млн кв. м в 2024 году. В итоге изначальное шестикратное отставание онлайн-сегмента по объему занимаемых складов практически ликвидировано, и два канала продаж впервые вышли на сопоставимые масштабы складской инфраструктуры.
Однако, стремительный количественный рост онлайн-ритейла не привел к аналогичному скачку в эффективности использования площадей. Несмотря на семикратное увеличение «складского парка», выручка на квадратный метр в e-commerce по итогам 2024 года (0,82 млн руб.) значительно уступает показателю офлайн-ретейла (1,39 млн руб.).
Скорректировав цифры на инфляцию за 5 лет (43%), аналитики NF Group констатируют: реальная выручка онлайн с 1 кв. м составляет лишь около 0,56 млн руб. против 0,97 млн руб. у офлайна. Это означает, что для генерации того же объема продаж онлайн-ритейлерам сегодня требуется площадь, сопоставимая с показателями 2020 года, – эффективность «квадратного метра» в сегменте за пятилетие существенно не изменилась.
Эксперты NF Group видят корни этой диспропорции в фундаментальных отличиях бизнес-моделей. Традиционная розница использует торговые залы не только для продаж, но и частично под хранение, снижая нагрузку на логистические центры, поясняют аналитики. При этом онлайн-ритейл полностью «завязан на склад»: там сконцентрированы все ключевые операции – от хранения и комплектации до упаковки и отгрузки. Дополнительным фактором давления на площади является и значительно более высокий уровень возвратов в e-commerce. Как следствие, даже при равных объемах реализации, онлайн-торговле объективно требуется значительно больший складской ресурс.
– Стремительный рост складских площадей в сегменте e-commerce – это отражение смены логистической парадигмы. За эти годы онлайн-торговля стала ключевым игроком в структуре спроса, при этом розничный ритейл также сохраняет устойчивые позиции. Мы наблюдаем не конкуренцию, а перераспределение ролей – с разной логикой использования складской недвижимости. Впереди перестраиваться под более гибкий и фрагментированный спрос. Это повлияет как на проектные подходы, так и на географию размещения объектов. Новые склады будут все чаще ориентированы на специфику форматов и логистических моделей конкретных бизнесов, – прокомментировал партнер NF Group Константин Фомиченко.
Напомним, что в 2026 году рынок коммерческой недвижимости РФ может пережить потрясения, которые повторят текущий кризис в секторе грузовых автоперевозок, допустила Маргарита Табунова, директор по транспорту FM Logistic в России, выступая на Logistika Expo. Тревожные параллели прослеживаются в цикличности обоих рынков: период острого дефицита мощностей сменяется их резким переизбытком. LR
Фото: © Ярославский Максим / Фотобанк Лори
Тэги: складская недвижимость, аналитика, NF Group
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

