«Зимний пакет» для топливного рынка: демпфер заморозили, акциз на зимнюю солярку – растопили
13 октября 2025Решение об отмене акциза на смешение направлено на увеличение производства зимнего дизеля
Президент России Владимир Путин подписал указ (ист.) о введении с 1 октября 2025 года по 1 мая 2026 года моратория на обнуление выплат по топливному демпферу. Одновременно документ отменяет дополнительный акциз на производство зимнего дизельного топлива путем смешения летних сортов с авиационным керосином вне нефтеперерабатывающих заводов. Эти меры направлены на стабилизацию цен на внутреннем рынке и поддержку производителей.
Механизм демпфера предполагает, что бюджет выплачивает нефтяным компаниям субсидию для сдерживания внутренних цен при высоких экспортных ценах. Однако если оптовые цены в России в среднем за месяц отклоняются от установленных в Налоговом кодексе более чем на 10% для бензина и 20% для дизеля, выплаты за этот месяц обнуляются. Такая ситуация уже возникала дважды: в сентябре 2023 года нефтяники не получили выплаты из-за высоких биржевых цен, а по итогам августа 2025 года остались без бензинового демпфера. На этом фоне ранее регуляторы обсуждали возможность повышения порога обнуления демпфера. Глава «Газпром нефти» Александр Дюков выступал за более существенную донастройку механизма и наделение правительства правом приостанавливать обнуление выплат в условиях форс-мажорных обстоятельств.
Решение об отмене акциза на смешение направлено на увеличение производства зимнего дизеля. Несколько лет назад введение дополнительного акциза при компаундировании летнего ДТ и авиакеросина на нефтебазах привело к огромным финансовым доначислениям. В результате многие участники рынка отказались от этого вида деятельности, что вызвало значительное сокращение предложения зимнего дизельного топлива со стороны нефтебаз. Снятие фискальной нагрузки, как ожидается, повысит экономическую эффективность производства морозостойких сортов, улучшив их предельную температуру фильтруемости и застывания.
Эти решения принимаются на фоне рекордных цен на бензин и дизель на Петербургской бирже, вызванных плановыми и внеплановыми ремонтами НПЗ. Действующие запреты на экспорт бензина и дизельного топлива, а также инициатива вице-премьера Александра Новака по дополнительной поддержке рынка формируют комплекс мер, в который теперь включен и мораторий на обнуление демпфера.
Напомним, Иван Гришин, генеральный директор ООО «ТЭК «Лидертранс», констатирует полную отмену поставщиками скидок, которые ранее достигали 11-20%. Яркий пример – «Газпром», обнуливший льготы после атак на НПЗ в Ярославской области. LR
История вопроса
Автоперевозки: тарифы на взлет и конец эпохи «рубля за километр»?
Цены на дизтопливо бьют рекорды, а Минэнерго готовит новые ограничения для биржи
Минэнерго России в своем заявлении подтвердило, что мораторий на обнуление демпфера позволит сохранить расчет демпфирующей надбавки для производителей моторного топлива и будет способствовать сдерживанию цен. Ведомство назвало полное удовлетворение потребностей граждан и промышленности в топливе своим абсолютным приоритетом и подчеркнуло, что продолжает в ручном режиме вести работу по поддержанию стабильной ситуации, применяя весь спектр необходимых инструментов. В качестве примера такой работы министерство напомнило о ранее введенных временных запретах на экспорт бензина и дизельного топлива для «непроизводителей», которые призваны предотвратить перепродажу на экспорт топлива, предназначенного для внутреннего рынка.Автоперевозки: тарифы на взлет и конец эпохи «рубля за километр»?
Цены на дизтопливо бьют рекорды, а Минэнерго готовит новые ограничения для биржи
Механизм демпфера предполагает, что бюджет выплачивает нефтяным компаниям субсидию для сдерживания внутренних цен при высоких экспортных ценах. Однако если оптовые цены в России в среднем за месяц отклоняются от установленных в Налоговом кодексе более чем на 10% для бензина и 20% для дизеля, выплаты за этот месяц обнуляются. Такая ситуация уже возникала дважды: в сентябре 2023 года нефтяники не получили выплаты из-за высоких биржевых цен, а по итогам августа 2025 года остались без бензинового демпфера. На этом фоне ранее регуляторы обсуждали возможность повышения порога обнуления демпфера. Глава «Газпром нефти» Александр Дюков выступал за более существенную донастройку механизма и наделение правительства правом приостанавливать обнуление выплат в условиях форс-мажорных обстоятельств.
Решение об отмене акциза на смешение направлено на увеличение производства зимнего дизеля. Несколько лет назад введение дополнительного акциза при компаундировании летнего ДТ и авиакеросина на нефтебазах привело к огромным финансовым доначислениям. В результате многие участники рынка отказались от этого вида деятельности, что вызвало значительное сокращение предложения зимнего дизельного топлива со стороны нефтебаз. Снятие фискальной нагрузки, как ожидается, повысит экономическую эффективность производства морозостойких сортов, улучшив их предельную температуру фильтруемости и застывания.
Эти решения принимаются на фоне рекордных цен на бензин и дизель на Петербургской бирже, вызванных плановыми и внеплановыми ремонтами НПЗ. Действующие запреты на экспорт бензина и дизельного топлива, а также инициатива вице-премьера Александра Новака по дополнительной поддержке рынка формируют комплекс мер, в который теперь включен и мораторий на обнуление демпфера.
Напомним, Иван Гришин, генеральный директор ООО «ТЭК «Лидертранс», констатирует полную отмену поставщиками скидок, которые ранее достигали 11-20%. Яркий пример – «Газпром», обнуливший льготы после атак на НПЗ в Ярославской области. LR
Тэги: топливо, демпфер, законодательство
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости


