Железнодорожная русская рулетка: когда грянет новый кризис перевозок в Китай?

2 июня 2025

В 2024 году прямое железнодорожное сообщение с КНР фактически остановилось летом

Железнодорожная русская рулетка: когда грянет новый кризис перевозок в Китай?

Текущий баланс между импортом и экспортом контейнеризированных грузов носит временный характер, и уже к сентябрю-октябрю 2025 года можно ожидать перевеса в сторону импорта. Такое мнение в беседе с «Логирусом» озвучила руководитель отдела по работе с клиентами и развитию бизнеса NOVELCO Виктория Зверева. Сохранение равновесия будет зависеть от множества факторов, включая ключевую ставку, санкционное давление и геополитическую обстановку.

Пока же прямой сервис доставки грузов в Китай и обратно по железной дороге удалось стабилизировать: пограничные переходы работают в штатном режиме, операторы вновь гарантируют транзитное время, а валидность ставок увеличилась до 2-3 недель, добавила производственный директор NOVELCO Виктория Шестакова. Вернулся экспресс-сервис, а ставки остаются на низком уровне. Однако, как отмечает эксперт, фундаментальные проблемы не решены – количество фитинговых платформ не увеличилось, новые железнодорожные узлы и пограничные переходы не построены. Нынешняя стабильность достигнута лишь за счет перераспределения грузопотока на автотранспорт, считает Виктория Шестакова.

– Три-четыре месяца ситуация будет оставаться стабильной, но как только участники ВЭД начнут возвращать объемы на железную дорогу – самый дешевый и надежный вид транспорта – кризис лета 2024 года может повториться, – предупреждает собеседница «Логируса».

Летом 2024 года прямое железнодорожное сообщение между Китаем и Россией фактически остановилось, напомнила Виктория Шестакова. Причин оказалось несколько: острая нехватка фитинговых платформ с российской стороны и значительный перекос грузопотока в сторону импорта из Китая. Объемы оказались настолько велики, что инфраструктура не справилась с нагрузкой, констатировала собеседница «Логируса». Осенью 2024-го ситуация достигла критической точки: китайские операторы перестали гарантировать транзитные сроки, валидность ставок сократилась до одной недели, а цены взлетели до рекордных значений. В IV квартале 2024 года участники внешнеэкономической деятельности окончательно убедились в невозможности железнодорожных поставок и массово переключились на автотранспорт, рассказала эксперт. Это привело к резкому падению ставок: по данным NOVELCO, тарифы на прямые железнодорожные перевозки упали на 40% по сравнению с III кварталом.

Параллельно стабилизировалась ситуация с доступностью контейнеров – они теперь есть в обороте и предоставляются без задержек в крупнейших российских портах, добавила Виктория Шестакова. Это положительно сказалось на скорости обработки грузов: исчезли «завалы» в портах и на железнодорожных станциях, которые наблюдались с середины 2024 года. Сроки доставки значительно сократились: если осенью 2024 года контейнер из Китая в Москву мог идти 2-3 месяца без гарантий, то в мае 2025-го – 20-25 суток, а с экспресс-сервисом – 18-ть. Аналогичная динамика в морских перевозках через Владивосток: с 60-70 суток в конце 2024 года до 30-35 суток в мае 2025-го.

– Но начиная с июня 2025 года будет наблюдаться рост ставок за международную морскую перевозку во все ключевые порты РФ, – предупредил заместитель генерального директора по работе с клиентами «Канавара Логистик» Андрей Серебряков. – Морские линии в середине мая уже разослали письма с повышением ставок на $1-1,5 тыс. за TEU по маршрутам из Китая в Калининград, Новороссийск и Санкт-Петербург. При доставке до Владивостока повышение составит $1 тыс. за TEU. До этого периода наблюдалось снижение тарифов по всем сервисам доставки грузов из Китая в РФ.

Напомним, контейнерный рынок в 2025 году покажет незначительный рост или останется на прежнем уровне. Согласно прогнозам Института экономики и развития транспорта, объем железнодорожных контейнерных перевозок по итогам года достигнет 8 млн TEU против 7,9 млн TEU в 2024 году. В настоящее время наблюдается спад, однако часть участников рынка ожидает возобновления роста летом-осенью 2025-го, тогда как другие не видят предпосылок для улучшения из-за жесткой денежно-кредитной политики. LR

Фото: © Юрий Акимов / Фотобанк Лори

Тэги: контейнерные перевозки, прогнозы, NOVELCO, Канавара Логистик, Андрей Серебряков







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх