Железная дорога продолжит терять грузы, но санкции помогут

6 мая 2022

Драйверами восстановления погрузки станут строительные материалы, нефть и минеральные удобрения

Железная дорога продолжит терять грузы, но санкции помогут

Перевозки в направлениях Китая, Индии и Казахстана, а также контейнерные грузы позволят сохранить объемы железнодорожных перевозок, уверены опрошенные «Логирусом» эксперты. Положительный эффект должен проявиться к концу лета.

Погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» в апреле 2022 года составила 102,4 миллионов тонн, что на 5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщила пресс-служба РЖД.

Грузооборот за апрель 2022 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,3% и составил 222,5 миллиардов тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии в отчетном периоде сократился на 1,8% и составил 277,8 миллиардов тонно-км.

– Основное сокращение грузовой базы происходит за счет снижения отправок на экспорт на фоне введенных санкций и ограничений, а также ответных действий Правительства РФ. Например, 17 марта и до конца 2022 года был введен полный запрет на экспорт в недружественные страны круглых лесоматериалов, щепы и шпона, – отметил заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта, руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Слободяник.

Погрузка основного драйвера грузовой базы железнодорожного транспорта предыдущих лет, каменного угля, в апреле 2022-го сократилась на 6,1%. В частности, поставки в Германию в отчетном периоде сократилась более чем на 50%, в Швейцарию – более чем на 30%, добавил эксперт. Снижение погрузки нефти и нефтепродуктов составило 7,2%, удобрений – 13,2%, лесных грузов – 15,8%.

– Из-за нарушений устоявшихся логистических цепочек отечественные экспортеры в оперативном порядке прорабатывают новые маршруты для отправок. Например, поставки угля в Китай выросли на 20%, в Турцию – более чем на 70%, в Индию – более чем в 2 раза. При этом для доставки энергетических грузов в Индию активно используют порты Северо-Запада, через которые в апреле было отправлено около 80% всего угля, – отметил Александр Слободяник.

Сокращение погрузки является следствием экономической турбулентности на фоне реализации геополитических рисков.

– Учитывая прогнозируемое сокращение ВВП в 2022 году, на 8-10% по актуальному базовому сценарию Центробанка РФ, тренд на снижение погрузки может сохраниться в течение ближайших 12 месяцев, – не исключает младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства (НРА) Алла Юрова.

Руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами «Канавара Групп» Андрей Серебряков, напротив, склонен к более оптимистичным прогнозам. По мнению эксперта, падение погрузки на 5% – это краткосрочный тренд, который может сохранится и во II квартале 2022 года. А далее начнется восстановление общего объема железнодорожных грузоперевозок до уровня 2021 года.

– Восстановление общего объема грузоперевозок произойдет в том числе и потому, что железная дорога на текущий момент – это основной способ перевозки грузов из-за введения санкций со стороны ЕС на морские и автомобильные перевозки. То есть переориентация способа доставки на железную дорогу неминуема, – считает Андрей Серебряков.

Специалист департамента стратегических исследований консалтинговой компании Total Research Ярослав Островский считает, что продолжение снижение грузопотоков возможно. Однако падение не будет критичным, так как частично его «удастся отыграть за счет восстановления логистики с Китаем». Так как нарушение поставок на этом направлении сейчас вызваны проблемами с новой волной пандемии, уточнил эксперт.

По оценкам Александра Слободяника, для формирования и отладки новых логистических цепочек, как правило требуется, около 6 месяцев. В связи с этим максимальная отрицательная динамика погрузки ожидается в мае-июне 2022 года, после чего отправки грузов начнут восстанавливаться, полагает эксперт.

В ближайшие месяцы на фоне принятых Правительством РФ мер поддержки по строительству и развитию автодорожной и железнодорожной инфраструктуры, положительную динамику будут показывать строительные материалы, прогнозирует Александр Слободяник. Так, в апреле погрузка строительных материалов выросла на 4,6%, а по итогам 4-х месяцев рост составил 2%.

Согласен с этим прогнозом и руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами «Канавара Групп». Помимо этого, драйверами роста погрузки могут выступить минеральные удобрения, добавил Андрей Серебряков. Так как экспортные квоты для российских производителей, согласно постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2022 года №670, временно увеличены почти на 700 000 тонн.

– Не стоит забывать и про нефть и нефтепродукты, – напомним эксперт. – На текущий момент Индия и Китай ведут активные переговоры по увеличению объема закупок, согласовывается размер скидки на данный товар.

В ближайшее же время на фоне затруднений с авиасообщением и легализацией параллельного импорта положительный вклад в погрузку в 2022 году могут также внести контейнерные перевозки, полагает Алла Юрова. В том числе, благодаря потребительским товарам.

– Главный вопрос не в том, какая конкретно отрасль загрузит железную дорогу, а в том, откуда грузы будут приходить. Ответ здесь очевиден, – считает Ярослав Островский. – Из Китая и Казахстана. С КНР увеличится оборот энергоносителей, в частности, угля. А Казахстан будет поставлять товары в рамках схемы параллельного импорта уже в ближайшие если не недели, то месяцы.

Кроме того, в конце лета-осенью 2022 года в Россию постепенно начнут возвращаться те европейские компании, которые еще не успели избавиться от собственного бизнеса на территории РФ, добавил эксперт. Соответственно, они также будут активно использовать железную дорогу в своей логистике, резюмировал специалист департамента стратегических исследований консалтинговой компании Total Research.

Напомним, по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, к началу третьей декады марта 2022 года перевозка грузов железнодорожным транспортом сократилась на 4% по отношению к среднему показателю докризисных 2017-2019 годов. LR

Тэги: РЖД, погрузка, прогнозы, аналитика, ИПЕМ, Total Research, Канавара Групп







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх