Запасов тягачей на складах может хватить до конца 2025 года
2 апреля 2025Причиной затоваривания эксперты считают просчет в спросе, который допустили автопроизводители из КНР и импортеры

Затоваривание на российском рынке грузовиков в 2025 году достигает пиковых значений: объем стоков составляет до 60 тыс. штук, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные дилеров, участников рынка и отраслевых аналитиков. Для сбыта этого объема товара понадобиться от 9 до 12 месяцев.
– Если ориентироваться на текущий прогноз рынка, то есть на продажи 60-65 тыс. автомобилей в этом году, то можно вообще ничего не производить – все эти машины уже есть, – сказал гендиректор КамАЗа Сергей Когогин.
К затовариванию мог привести просчет в поставках со стороны китайских автопроизводителей, активно экспортировавших свою продукцию после ухода из России западных брендов, считает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков, добавляя, что в связи с перестраивающейся логистикой, российскому рынку особенно требовались тягачи. В 2023-2024 годах на фоне высокого спроса продажи крупнотоннажных грузовиков составили 125,66 тыс. и 102 тыс. штук соответственно, по данным агентства.
Кроме того, источники «Ъ» утверждают, что на китайском грузовом рынке сложилась следующая ситуация, когда количество дистрибуторов по одному бренду может доходить до 10 штук, в то время как по легковым, как правило, один. Это в свою очередь нарушает или вовсе делает невозможным централизованное планирование поставок. Также на сложившуюся ситуацию на рынке могло повлиять ускорение импорта грузовиков перед повышением в октября 2024 года и в январе 2025 года утильсбора, считает исполнительный директор ООО «Сторк» (официальный представитель Dayun в РФ) Артур Солдаткин.
Целиков отметил, что на спрос повлияло замедление строительного сектора, а также рост ключевой ставки ЦБ. По его мнению, около 75% рыка грузовиков составляют лизинговые сделки. При такой высокой ставке содержание лизингового автомобиля становится невыгодно, объясняет руководитель группы по работе с ключевыми клиентами «СИВ Трансхолод» Дмитрий Шелгунов.
– Каждый, кто сейчас стоит перед выбором «купить новую машину или поездить на старой», выбирает второй вариант. Даже те, у кого деньги есть, кладут их в банк на депозит – когда еще представится возможность получать доход, ничего не делая? – уверяет гендиректор КамАЗа Сергей Когогин.
Из-за жесткой ДКП бизнес приостанавливает строительные проекты и снижает объемы перевозок, поделился главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, добавив, что дело заключается не в дороговизне грузовиков.
На начало 2025 года на складах нереализованными осталось около 40 тыс. автомобилей китайского производства, по данным аналитиков КамАЗа. Запасы автопроизводителя на тот период составляли 87,08 млрд руб., согласно отчетности компании по МСФО. Этот денежный показатель оказался в 2,3 раза выше, чем год назад, подмечают аналитики. Кроме того, около 20 тыс. машин клиенты вернули лизинговым компаниям, большинство из которых, импортировано с востока.
Оценки запасов грузовой техники в России сильно разнятся: если директор департамента по развитию «Газпромбанк Лизинга» Вячеслав Михайлов оценивает лизинговые запасы в 15 тыс. ед., а общие запасы – в 30 тыс., то другие эксперты приводят существенно более высокие цифры. Господин Солдаткин полагает, что у дилеров, торгующих китайскими грузовиками, скопилось около 45 тыс. ед. техники. Руководитель отдела продаж автомобилей FAW управления сбыта ООО МЗ «Тонар» Артем Савушкин оценивает запасы дистрибьюторов и дилеров в 25 тыс. тягачей, 20 тыс. шасси и самосвалов. При этом, по словам Савушкина, эти объемы были сформированы в ожидании повышения утилизационного сбора, и новые поставки крупнотоннажной техники в ближайшее время не предвидятся.
Эксперты прогнозируют сокращение продаж в сегменте год к году на 30-35%, в лучшем случае на 15-20%. Однако, при смягчении ДКП можно ожидать увеличение спроса в четвертом квартале. Тем не менее, снижение цен на грузовой транспорт ожидать не следует, как это было с легковыми автомобилями. Вероятнее всего, для улучшения ситуации на рынке будут предложены более выгодные условия по лизингу. За 2 месяца текущего года в России было продано 8,8 тыс. крупнотоннажных грузовиков, что меньше, чем год назад на 41%, по данным «Автостата».
Напомним, количество грузового транспорта за январь-февраль 2025 года увеличилось на 8%, превысив 88 тысяч единиц. LR
Фото: © Volha Zhurauliova / Фотобанк Лори
История вопроса
В 2024 году грузовики стали угонять в 4 раза чаще
Лизинг: варианты, тренды и ловушки на выходе
Эксперты ожидают падение продаж минимум на 15% по итогам 2025 года, но не исключают того, что в IV квартале спрос может восстановиться, при условиях смягчения денежно-кредитной политики.В 2024 году грузовики стали угонять в 4 раза чаще
Лизинг: варианты, тренды и ловушки на выходе
– Если ориентироваться на текущий прогноз рынка, то есть на продажи 60-65 тыс. автомобилей в этом году, то можно вообще ничего не производить – все эти машины уже есть, – сказал гендиректор КамАЗа Сергей Когогин.
К затовариванию мог привести просчет в поставках со стороны китайских автопроизводителей, активно экспортировавших свою продукцию после ухода из России западных брендов, считает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков, добавляя, что в связи с перестраивающейся логистикой, российскому рынку особенно требовались тягачи. В 2023-2024 годах на фоне высокого спроса продажи крупнотоннажных грузовиков составили 125,66 тыс. и 102 тыс. штук соответственно, по данным агентства.
Кроме того, источники «Ъ» утверждают, что на китайском грузовом рынке сложилась следующая ситуация, когда количество дистрибуторов по одному бренду может доходить до 10 штук, в то время как по легковым, как правило, один. Это в свою очередь нарушает или вовсе делает невозможным централизованное планирование поставок. Также на сложившуюся ситуацию на рынке могло повлиять ускорение импорта грузовиков перед повышением в октября 2024 года и в январе 2025 года утильсбора, считает исполнительный директор ООО «Сторк» (официальный представитель Dayun в РФ) Артур Солдаткин.
Целиков отметил, что на спрос повлияло замедление строительного сектора, а также рост ключевой ставки ЦБ. По его мнению, около 75% рыка грузовиков составляют лизинговые сделки. При такой высокой ставке содержание лизингового автомобиля становится невыгодно, объясняет руководитель группы по работе с ключевыми клиентами «СИВ Трансхолод» Дмитрий Шелгунов.
– Каждый, кто сейчас стоит перед выбором «купить новую машину или поездить на старой», выбирает второй вариант. Даже те, у кого деньги есть, кладут их в банк на депозит – когда еще представится возможность получать доход, ничего не делая? – уверяет гендиректор КамАЗа Сергей Когогин.
Из-за жесткой ДКП бизнес приостанавливает строительные проекты и снижает объемы перевозок, поделился главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, добавив, что дело заключается не в дороговизне грузовиков.
На начало 2025 года на складах нереализованными осталось около 40 тыс. автомобилей китайского производства, по данным аналитиков КамАЗа. Запасы автопроизводителя на тот период составляли 87,08 млрд руб., согласно отчетности компании по МСФО. Этот денежный показатель оказался в 2,3 раза выше, чем год назад, подмечают аналитики. Кроме того, около 20 тыс. машин клиенты вернули лизинговым компаниям, большинство из которых, импортировано с востока.
Оценки запасов грузовой техники в России сильно разнятся: если директор департамента по развитию «Газпромбанк Лизинга» Вячеслав Михайлов оценивает лизинговые запасы в 15 тыс. ед., а общие запасы – в 30 тыс., то другие эксперты приводят существенно более высокие цифры. Господин Солдаткин полагает, что у дилеров, торгующих китайскими грузовиками, скопилось около 45 тыс. ед. техники. Руководитель отдела продаж автомобилей FAW управления сбыта ООО МЗ «Тонар» Артем Савушкин оценивает запасы дистрибьюторов и дилеров в 25 тыс. тягачей, 20 тыс. шасси и самосвалов. При этом, по словам Савушкина, эти объемы были сформированы в ожидании повышения утилизационного сбора, и новые поставки крупнотоннажной техники в ближайшее время не предвидятся.
Эксперты прогнозируют сокращение продаж в сегменте год к году на 30-35%, в лучшем случае на 15-20%. Однако, при смягчении ДКП можно ожидать увеличение спроса в четвертом квартале. Тем не менее, снижение цен на грузовой транспорт ожидать не следует, как это было с легковыми автомобилями. Вероятнее всего, для улучшения ситуации на рынке будут предложены более выгодные условия по лизингу. За 2 месяца текущего года в России было продано 8,8 тыс. крупнотоннажных грузовиков, что меньше, чем год назад на 41%, по данным «Автостата».
Напомним, количество грузового транспорта за январь-февраль 2025 года увеличилось на 8%, превысив 88 тысяч единиц. LR
Фото: © Volha Zhurauliova / Фотобанк Лори
Тэги: грузовики, продажи, прогнозы
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

