Закупки флота хотят замкнуть в одной «точке»

26 марта 2025

Специальным статусом «единого окна» может быть наделена Объединенная судостроительная корпорация или спецкомпания с госучастием под потребности Севморпути

Закупки флота хотят замкнуть в одной «точке»

В России может появиться оператор, поставляющий зарубежный флот местным компаниям, поделились информацией с «РБК» источники в судостроительной и судоходной отрасли.

«В соответствии с поручением президента» министерство «прорабатывает такой механизм», сообщили в пресс-службе Минпромторга, добавив, что «на данный момент параметры его реализации находятся на стадии формирования совместно с отраслевым сообществом, при этом создание отдельного законопроекта для этих целей не подразумевается».

«Единым окном» может стать Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), находящаяся в управлении ВТБ, рассказали «РБК» несколько собеседников, в том числе Минпромторг. ОСК получила контроль над петербургскими Адмиралтейскими верфями, Балтийским заводом, Северной верфью, северодвинским «Севмашем», предприятиями в Калининграде, Поволжье, на Дальнем Востоке.

Таким образом, если ОСК получит специальный статус, то для закупки зарубежных флотов с господдержкой компании-операторы должны будут направлять заявки в «единое окно». Всем остальным согласовывать приобретение судов не потребуется.

– Идея в том, чтобы по максимуму сохранить бюджетные деньги в России. Если частная или государственная компания планирует покупку серии судов, а ОСК увидит, что часть из них сможет построить на своих мощностях, заказчик должен будет разместить часть этого заказа на российских верфях. Даже если строительство нескольких судов будет дороже зарубежных аналогов. Потому что оно позволит увеличить налоговые поступления, обеспечит работой смежные отрасли и поможет освоить технологию строительства, – пояснил один из собеседников РБК.

Инициатива главы ВТБ Андрея Костина исходит из того, что процесс приобретения зарубежного флота через ОСК необходимо реализовывать для последовательной локализации производства таких судов на уже существующих отечественных площадках. А также это позволит поддержать российское судостроение и увеличить спрос, рассказал источник «РБК».

– Мы вкладываем существенные средства, в результате чего планируем нарастить возможности в выпуске как раз тех судов, которые наши заказчики пока вынуждены приобретать за рубежом. Поэтому в настоящий момент нам важно в такой работе, даже на безвозмездной основе, прорабатывать по каждому судну мероприятия, чтобы построить его в России», – ответили в пресс-службе ОСК на вопрос «РБК» о размере комиссии с российских компаний.

«Росатом» также ранее обращался с просьбой создания специализированной госкомпании для размещения заказов на иностранный флот. Ее партнеры из дружественных стран, например, Китая или Индии, также должны будут создать подобную систему для запросов от фирм из РФ. Будут ли учитываться только потребности «Росатома» или компания будет сотрудничать и с другими операторами – не известно. Главное отличие, которое выделил собеседник «РБК», это отстутствие обязательств по размещению заказов в России.

По данным 2023 года в РФ эксплуатировалось 2656 морских судов под российским флагом, 625 штук из которых – грузовые, по информации из Росморречфлота.

С 90-х годов, после распада СССР, в нашей стране практически не велось строительство крупнотоннажных грузовых судов. Контейнерными перевозками занимались зарубежные компании – Maersk, MSC, CMA CGM. Суда для транспортировки нефти и сжиженного природного газа строились в Южной Корее и Китае. Однако, после введения санкций против РФ, корейские верфи также прекратили сотрудничество с российским бизнесом. Для этого в нашей стране построили с нуля верфь «Звезда» в Приморском крае, подконтрольную «Роснефтью» и «Залив». А атомными ледоколами занимается Балтийский завод в Петербурге. Все отечественные предпритяи загружены заказами на годы вперед.

Ранее «Ъ» писал, что правительство планирует выделить около 70 млрд руб. на субсидирование процентной ставки по кредитам на закупку зарубежного грузового флота. Банки должны были выделить на эти нужды около 150 млрд руб.

Кроме того, для вывоза сырьевых ресурсов требуются суда под проекты НОВАТЭКа, «Роснефти», «Норникеля», «Северной звезды». Группа FESCO также расширяет свой флот, который покупают небольшие компании, занимающиеся контейнерными перевозками.

Тем не менее, собеседники «РБК» в отрасли сетуют, что сегодня в России найти свободные суда, пригодные для международных перевозок, достаточно сложно.

– В разных странах существуют различные инструменты защиты интересов отдельных компаний, в том числе путем монополизации какого-то вида деятельности. Если механизм будет работать инклюзивно (судостроитель – судовладелец – грузовладелец) и необходимость приобретать суда через ОСК будет порождать обязанность российских экспортеров задействовать эти суда в своих грузовых программах, механизм может быть рабочим. В противном случае это пустое занятие, – сообщили в пресс-службе ПАО «Совкомфлот».

Тем не менее, некоторые эксперты выражают опасения относительно наделения ОСК специальным статусом «единого окна». Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров подчеркивает, что ОСК находится под западными санкциями, в отличие от большинства заказчиков флота, что может негативно сказаться на их бизнесе.

– Инициатива не должна ухудшать положение грузовладельцев и транспортных компаний в части их попадания под санкции. Стимулирование заказа на российских верфях необходимо, но для этого существуют более релевантные механизмы, например программы льготного лизинга или программы инвестиционных квот на рыболовные и краболовные суда. При этом следует учитывать риски, так как заказчики рыболовных и краболовных судов, как и верфи, в условиях санкций столкнулись с беспрецедентными сложностями: стоимость судов выросла, состав оборудования изменился, а сроки сдачи заказов были значительно увеличены, – напомнил эксперт.

Напомним, В 2025-м году между Шанхаем и Архангельском планируют выполнить 20 судозаходов по Северному морскому пути, что в два раза больше, чем в 2024-м. Об этом губернатор Архангельской области Александр Цыбульский сообщил на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. LR

Фото: © Александр Алексеев / Фотобанк Лори

Тэги: флот, инвестиции, стратегия развития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх