Высокодоходным грузам «расчистили» восточное направление, но они туда не спешат
3 марта 2025Размеры грузовой базы, альтернативной углю, не позволяют наращивать погрузку в целом на сети, уверены в ИПЕМ

После отмены с 2025 года обязательств по перевозке угля, экспорт остальных грузов в восточном направлении в январе у РЖД вырос более чем на 14% – до 4 млн тонн, сообщили в пресс-службе монополии. Самый активный рост показали следующий номенклатуры грузов: черные металлы (+51,3%), руды (+26,8%) и контейнерные грузы (+16,7%).
– Пока замещения угля высокодоходными грузами не происходит, так как размеры грузовой базы, альтернативной углю, не позволяют наращивать погрузку в целом на сети, – констатировал эксперт.
В январе 2025 года погрузка на сети сократилась на 1,8%, до 93,1 млн тонн, что объяснили в РЖД в том числе большим объемом перевозок высокодоходных, но легковесных грузов.
Частично объемы экспортного угля перераспределяются с восточного на другие направления, отметили в монополии. Например, перевозки в порты Юга выросли на 69%, до 2,8 млн тонн.
По словам директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игоря Смирнова, потоки из Западной Сибири (Кемеровская и Новосибирская области) могут переключаться на Юг. Так как оттуда возможен экспорт на индийский и турецкий рынки, которые сейчас являются вторым и третьим по значимости для российского экспорта угля после Китая. Но пока значительного падения перевозок угля в восточном направлении «ожидать не стоит», предупреждает эксперт. Так как пока оно остается самым рентабельным. Кузбасс имеет гарантированные объемы вывоза уровне 2024 года, а более восточные регионы, особенно расположенные в Дальневосточном федеральном округе, имеют меньшие транспортные затраты при поставках продукции на внешние рынки, что позволяет им сохранять рентабельность при текущей конъюнктуре, пояснил Игорь Смирнов.
Напомним, с 2025 года экспортные поставки топлива осуществляются в соответствии с Правилами недискриминационного доступа: теперь уголь транспортируется в одиннадцатой очереди, в то время как до этого он стоял в третьей. В 2025 году обязательное соглашение заключили только с Кемеровской областью в объеме 54,1 млн тонн. LR
Фото: icctt.com
История вопроса
Восточный полигон в 2025 году станет «менее угольным»
Угольные квоты мешают другим грузам на железной дороге
У Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) иные оценки. По подсчетам ИПЕМ, в январе общая погрузка в направлении Дальнего Востока в январе увеличилась на 5,1%. Причем 64% роста пришлось на уголь, без которого существенный рост перевозок «трудно достижим», подчеркнул в беседе с «РБК» заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук.Восточный полигон в 2025 году станет «менее угольным»
Угольные квоты мешают другим грузам на железной дороге
– Пока замещения угля высокодоходными грузами не происходит, так как размеры грузовой базы, альтернативной углю, не позволяют наращивать погрузку в целом на сети, – констатировал эксперт.
В январе 2025 года погрузка на сети сократилась на 1,8%, до 93,1 млн тонн, что объяснили в РЖД в том числе большим объемом перевозок высокодоходных, но легковесных грузов.
Частично объемы экспортного угля перераспределяются с восточного на другие направления, отметили в монополии. Например, перевозки в порты Юга выросли на 69%, до 2,8 млн тонн.
По словам директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игоря Смирнова, потоки из Западной Сибири (Кемеровская и Новосибирская области) могут переключаться на Юг. Так как оттуда возможен экспорт на индийский и турецкий рынки, которые сейчас являются вторым и третьим по значимости для российского экспорта угля после Китая. Но пока значительного падения перевозок угля в восточном направлении «ожидать не стоит», предупреждает эксперт. Так как пока оно остается самым рентабельным. Кузбасс имеет гарантированные объемы вывоза уровне 2024 года, а более восточные регионы, особенно расположенные в Дальневосточном федеральном округе, имеют меньшие транспортные затраты при поставках продукции на внешние рынки, что позволяет им сохранять рентабельность при текущей конъюнктуре, пояснил Игорь Смирнов.
Напомним, с 2025 года экспортные поставки топлива осуществляются в соответствии с Правилами недискриминационного доступа: теперь уголь транспортируется в одиннадцатой очереди, в то время как до этого он стоял в третьей. В 2025 году обязательное соглашение заключили только с Кемеровской областью в объеме 54,1 млн тонн. LR
Фото: icctt.com
Тэги: Восточный полигон, железнодорожные перевозки, ИПЕМ, РЖД
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

