Восстановления погрузки РЖД придется ждать в лучшем случае год

26 ноября 2024

В числе сдерживающих факторов эксперты называют санкции, замедление темпов экономики и высокий оборот вагона

Восстановления погрузки РЖД придется ждать в лучшем случае год

В 2025 году погрузка на сети РЖД вырастет на 1%, однако количество перевозок сократится на 4% из-за санкционного давления. При позитивном сценарии погрузки будут увеличиваться на 2,5% в среднем с 2025 по 2030 гг., при негативном – уменьшатся на 2% в 2025 году с последующим максимальным увеличением до 1% к концу указанного периода, пишет «РБК» со ссылкой на аналитику Информационного центра операторов (ИЦО).

Сдерживающими факторами для положительной динамики станут не только санкции, но и замедление темпов экономики и высокий оборот вагона. Также Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики», полагает, что дефицит кадров в отрасли сильно повлияет на восстановление погрузки РЖД в 2025 году. На рынке не хватает более 2,5 тыс. машинистов по оценке самих РЖД.

На динамику погрузок повлияют и высокий уровень долговой нагрузки компании (688 млрд руб. по оценке Reuters), и сокращение инвестпрограммы на 36%, сообщает Бурмистров. Однако эксперт считает, что последняя причина – скорее плюс, чем минус, поскольку с уменьшением объема дорожных работ и ремонтных окон увеличится провозная мощность магистрали. Но содержать инфраструктуру все еще непросто с учетом сокращения инвестпрограммы, добавляет он.

По оценке ИЦО, каменный уголь к 2030 году достигнет объема перевозки в 476 млн т (+4% к 2024 году). Также значительный прирост будет в сфере транспортировки удобрений (235 млн т, +1,5%) и черных металлов (99 млн т, +2%).

Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал» Максим Худалов прогнозирует, что объем погрузки угля по железнодорожной сети РЖД в 2025 году составит около 380 млн т. Из этой цифры 180–184 млн т будут использованы для внутренних перевозок, а 190–195 млн т – для экспорта.

Размер суточной аренды полувагонов зависит от низких цен на уголь, высоких расходов на его производство и транспортировку. Источник «РБК» прогнозирует негативный сценарий на 2025 год с арендной платой в 2580 руб. за вагон в сутки.

Развитие железнодорожной инфраструктуры и Восточного полигона оказывает влияние на рынок грузовых вагонов, особенно на сегмент полувагонов, где ключевыми факторами будут лимитированные направления и модернизация магистрали, по прогнозам ИЦО. Отсутствие платежеспособного спроса и высокие цены на полувагоны могут привести к увеличению оборота, но не к увеличению прибыли для клиентов.

Доступность и баланс парка цистерн в 2025–2026 гг. будут зависеть от объема их списания, напоминают авторы аналитического обзора. Так, по прогнозам экспертов, к 2030 году ставка аренды цистерн для СУГ увеличится до 7,3 тыс. руб. в сутки, для нефтебензиновых цистерн – до 4,5 тыс. руб. в сутки, а для фитинговых платформ и полувагонов – до 4 тыс. руб. в сутки и 3,9 тыс. руб. в сутки соответственно к 2030 году (при позитивном сценарии).

В ИЦО считают, что при сохранении оборота выше 20 суток и ограниченных производственных способностях заводов, дефицит цистерн будет нарастать. Стоимость цистерн в начале 2024 года – 6,5–7 млн руб.

Основным фактором, влияющим на размер аренды цистерн, останется объем перевозимых грузов НПЗ. Если перевозки нефтеналивных грузов восстановятся при дефиците парка, ставки будут расти быстрее инфляции, считает источник «РБК».

Напомним, что с 1 декабря 2024 года стоимость грузовых железнодорожных перевозок увеличится на 13,8%, а тарифы на порожний пробег вырастут на 10%. LR

Тэги: РЖД, аналитика, прогнозы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх